ОШИБКИ, ДОПУЩЕННЫЕ В ПРИКАЗЕ МПР РОССИИ №511 ОТ 15.06.2001 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ К КЛАССУ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КЛАССОВ ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫВ реестре методик ГСИ отсутствуют методы количественного компонентного определения состава отходов, поэтому ни одна лаборатория не может быть аттестована, тем более аккредитована на определение количественного компонентного анализа состава отходов. В приказе №511 от 15.06.2001г. отсутствует приложение по процедуре приготовления водной вытяжки (п.17) которое было указано в документе прошедшем Минюст. В результате отсутствия приложения в приказе №511 от 15.06.2001г. с процедурой приготовления водной вытяжки невозможно законно принять экспериментальный метод для определения класса опасности многофазовых, многокомпонентных отходов. В приложении 2 приказа №511 от 15.06.2001г. при расчете коэффициента N для отдельных компонентов опасных отходов допущены грубые арифметические ошибки, что может привести при определении класса опасности отхода к недостоверным результатам. Правовые основы:
Определение класса опасности отходов производства и потребления: Приказ от 15.06.2001г. №511 МПР России Приказ от 15.06.2001г. МПР России - №511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Минюста России от 24.07.2001г. №07/7483-ЮД). Введены 5 классов опасности отходов – I, II, III, IV, V. Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического состава. При этом в реестре методик ГСИ отсутствуют методы количественного химического определения состава отходов, поэтому ни одна лаборатория не может быть аттестована, тем более аккредитована на определение количественного химического анализа состава отходов. В соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 "Методики выполнения измерений" в методиках должны быть изложены все правила и процедуры, обеспечивающие получение результатов измерений (анализов) с погрешностью, которая не превышает допустимую. В настоящее время в Государственном реестре методик отсутствует перечень методик пробоотбора, пробоподготовки и анализа количественного состава компонентов для жидких, вязких, твердых, шламообразных и других многофазовых, многокомпонентных отходов методами КХА, поэтому протоколы по определению многокомпонентных составов отходов выполненные методами КХА не имеют юридической силы. В приказе №511 от 15.06.2001г. отсутствует приложение по процедуре приготовления водной вытяжки (п.17) которое было указано в документе прошедшем Минюст. В результате отсутствия приложения в приказе №511 от 15.06.2001г. с процедурой приготовления водной вытяжки невозможно законно принять экспериментальный метод для определения класса опасности многофазовых, многокомпонентных отходов. В приложении 2 приказа №511 от 15.06.2001г. при расчете коэффициента N для отдельных компонентов опасных отходов допущены грубые арифметические ошибки, что может привести при определении класса опасности отхода к недостоверным результатам. КОЭФФИЦИЕНТЫ W |
Наименование компонента | Xi | Zi | фактическое значение Zi |
lgWi | фактическое значение lgWi |
Wi | фактическое значение Wi |
Альдрин | 1,857 | 2,14 | 2,143 | 2,14 | 2,143 | 138 | 138,995 |
Бенз(а)пирен | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 1,778 | 1,778 | 59,97 | 59,979 |
Бензол | 2,125 | 2,5 | 2,500 | 2,5 | 2,500 | 316,2 | 316,228 |
Гексахлорбензол | 2.166 | 2,55 | 2,555 | 2,55 | 2,555 | 354 | 358,922 |
2-4Динитрофенол | 1,5 | 1,66 | 1,667 | 1,66 | 1,600 | 39,8 | 39,811 |
Ди (п)бутилфталат | 2 | 2,33 | 2,334 | 2,33 | 2,334 | 215,44 | 215,774 |
Диоксины | 1,4 | 1,533 | 1,534 | 1,391 | 1,392 | 24,6 | 24,660 |
Дихлорпропен | 2,2 | 2,66 | 2,600 | 2,66 | 2,600 | 398 | 398,107 |
Диметилфтатат | 2,166 | 2,555 | 2,555 | 2,555 | 2,555 | 358,59 | 358,921 |
Дихлорфенол | 1,5 | 1,66 | 1,667 | 1,66 | 1,600 | 39,8 | 39,811 |
Дихлордифенилтрихлорэтан | 2 | 2,33 | 2,334 | 2,33 | 2,334 | 213,8 | 215,774 |
Кадмий | 1.42 | 1,56 | 1,560 | 1,43 | 1,436 | 26,9 | 27,290 |
Линдан | 2,25 | 2,66 | 2,667 | 2,66 | 2,667 | 463,4 | 464,515 |
Марганец | 2,30 | 2,37 | 2,734 | 2,73 | 2,734 | 537,0 | 542,001 |
Медь | 2,17 | 2,56 | 2,560 | 2,56 | 2,560 | 358,9 | 363,078 |
Мышьяк | 1,58 | 1,77 | 1,774 | 1,74 | 1,745 | 55,0 | 55,590 |
Нафталин | 2,285 | 2,714 | 2,714 | 2,714 | 2,714 | 517,9 | 517,607 |
Никель | 1,83 | 2,11 | 2,107 | 2,11 | 2,107 | 128,8 | 127,938 |
N-нитрозодифениламин | 2,8 | 3,4 | 3,400 | 3,4 | 3,400 | 2511,88 | 2511,886 |
Пентахлорбифенилы | 1,6 | 1,8 | 1,800 | 1,778 | 1,778 | 59,98 | 59,979 |
Пентахлорфенол | 1,66 | 1,88 | 1,880 | 1,88 | 1,872 | 75,85 | 74,473 |
Ртуть | 1,25 | 1,33 | 1,334 | 1,00 | 1,001 | 10,0 | 10,023 |
Стронций | 2,86 | 3,47 | 3,480 | 3,47 | 3,480 | 2951 | 3019,952 |
Серебро | 2,14 | 2,52 | 2,520 | 2,52 | 2,520 | 331,1 | 331,131 |
Свинец | 1,46 | 1,61 | 1,614 | 1,52 | 1,522 | 33,1 | 33,266 |
Тетрахлорэтан | 2,4 | 2,866 | 2,867 | 2,866 | 2,867 | 735,6 | 736,207 |
Толуол | 2,5 | 3 | 3,00 | 3 | 3,000 | 1000 | 1000 |
Трихлорбензол | 2,33 | 2,77 | 2,774 | 2,77 | 2,774 | 598,4 | 594,292 |
Фенол | 2 | 2,33 | 2,334 | 2,33 | 2,334 | 215,44 | 215,774 |
Фураны | 2,166 | 2,55 | 2,555 | 2,55 | 2,555 | 359 | 358,922 |
Хлороформ | 2 | 2,333 | 2,334 | 2,333 | 2,334 | 215,4 | 215,774 |
Хром | 1,75 | 2,00 | 2,000 | 2,00 | 2,000 | 100,0 | 100,000 |
Цинк | 2,25 | 2,67 | 2,667 | 2,67 | 2,667 | 463,4 | 464,515 |
Этилбензол | 2,286 | 2,714 | 2,715 | 2,714 | 2,715 | 517,9 | 518,800 |
В связи с приближением десятилетнего юбилея применения Приказа МПР России от 15.06.2001г. №511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" мы приводим текст документа, который прошел рассмотрение в Минюсте с отметкой "НЕ НУЖДАЕТСЯ В РЕГИСТРАЦИИ".
Очевидно, данная отметка "НЕ НУЖДАЕТСЯ В РЕГИСТРАЦИИ" и послужила тем началом, что Приказ после прохождения Минюста подвергся правке.
В п.17 Приказа были внесены существенные изменения, с которыми в течении последующих 10 лет (!) Приказ применялся и применяется (кто как понимает п. 17) органами управления в области охраны окружающей среды, юридическими лицами, лабораториями, ЦЛАТИ, с правками п.17. Приказа.
В исходном документе п.17 выглядел в следующем виде:
После опубликования Приказа МПР России от 15.06.2001г. №511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" в газете "Природно - ресурсные ведомости", ноябрь 2001г., №45 п.17 приобрел следующую редакцию:
Из первоначального документа исчез, как текст "Процедура приготовления водной вытяжки приведена в Приложении 3.", так и Приложение 3 с методикой приготовления водной вытяжки.
Нас все время, в том числе и внастоящее время, интересовало, каким образом аналитические лаборатории применяют с 2001 года (!) метод биотестирования при определении класса опасности отхода, как после применения метода биотестирования "изобретают" компонентный состав отхода для заполнения исходных данных об отходе, как производят пробоотбор отходов, особенно многокомпонентных, многофазных отходов, ТБО, какого срока хранения (накопления), например до 6 месяцев или меньше, необходимы ТБО для анализа, как производят пробоподготовку отобранных отходов, например ТБО, как проводят аттестацию методик, а самое удивительное откуда достают ГСО на отходы, как получают в отсутствии методов аккредитацию, в том числе, как из химического (элементного) состава с применением методов аналитического контроля, изобретают (создают) компонентный состав отхода для указания в исходных сведениях об отходе, в паспорте на отход.
1. Внести исправления в Приказ МПР России от 15.06.2001г. №511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды":
1.1 Добавить отсутствующее приложение 3 по процедуре приготовления водной вытяжки (п.17) которое было указано в документе прошедшем Минюст.
1.2 Исправить грубые арифметические ошибки "КОЭФФИЦИЕНТЫ W ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ".
1.3 Внести в п.16, каким методом, способом после биотестирования изобретают (создают) компонентный состав отхода для указания в исходных сведениях об отходе, в паспорте на отход, каким образом с применение экспериментального метода (п.16) можно определить качественный и количественный состав отхода (!), который указывается в исходных данных об отходе, в свидетельстве о классе опасности, в паспорте опасного отхода или откорректировать данный пункт.
2. Переоформить исходные данные об отходах, в которых класс опасности, компонентный состав определен методом биотестирования, аналитическим методом (обратив внимание на то, чтобы в исходных данных был указан не химический состав, а компонентный состав, чтобы содержание компонентного состава составляло 100%).
3. Переоформить свидетельства о классе опасности,
4. Переоформить паспорта опасных отходов, в которых класс опасности определен методом биотестирования, аналитическим методом (обратив внимание на то, чтобы был указан не химический состав, а компонентный состав, чтобы содержание компонентного состава составляло 100%).
5. Переоформить проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
6. Переоформить лимиты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
7. Переоформить лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов
8. Произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
1. Применять при отнесении отходов к классу опасности для ОПС расчетный метод с определением компонентного, подчеркиваем компонентного (100%), а не химического состава отходов. Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа
2. Переоформить исходные данные об отходах, в которых класс опасности, компонентный состав определен методом биотестирования, аналитическим методом (обратив внимание на то, чтобы в исходных данных был указан не химический состав, а компонентный состав, чтобы содержание компонентного состава составляло 100%).
3. Переоформить свидетельства о классе опасности,
4. Переоформить паспорта опасных отходов,
5. Переоформить проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
6. Переоформить лимиты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
7. Переоформить лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов
8. Произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
"п.17. Экспериментальный метод основан на биотестировании водной вытяжки отходов. Процедура приготовления водной вытяжки приведена в Приложении 3."
2.1. На сайте МПР РФ выложен проект изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118037
Не прошло и 10 лет с момента использования Приказа №511, как оказалось, что все расчеты по "определению" класса опасности отходов, проведенные с использованием Приказа №511, являются недостоверными, требуют перепроверки, повторного расчета и повторных материальных затрат юридических лиц, а именно:
Положительным моментом является и то, что в 2011 году МПР РФ констатирует, что в течении 10 лет (!) при определении класса опасности отходов для окружающей среды с применением критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом МПР России от 15 июня 2001г. №511 были допущены грубые ошибки и в зависимости от желания можно было рассчитать любой класс опасности и что все расчеты определения класса опасности отходов недостоверны.
Мы надеялись, что к планируемому введению в Федеральные законы требований на применение наилучших технологий, перехода на технические нормативы будет составлен единый реестр компонентного состава отходов в зависимости от техпроцессов, включение компонентного состава в технические условия, в паспортные данные на продукцию. Однако….
2.2. Мы здесь не касаемся того, что МПР РФ в 2001 году не смог договориться и Санэпидемнадзором (в настоящее время, Роспотребнадзор), который в "пику" МПР РФ "создал" свои правила определения - СП 2.1.7.1386-03, что Постановлением Министерства здравоохранения РФ, Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003г. №144 Постановлением Министерства здравоохранения РФ, Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003г. №144 "О введении в действие "Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003г., рег. №4755) были введены в действие "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03":
2.2.1 В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "п.1.2. Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека.
1.4. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления."
2.1. Отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности:
2.2.2 В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "п. 2.4. Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.
2.5. Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально.
2.6. Отнесение отхода к 4 классу опасности (мало опасные) может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода.
2.7. Если полученный расчетным методом класс опасности отхода не удовлетворяет его производителя (или собственника), то класс опасности определяется экспериментально."
2.2.3 К сожалению в пылу "борьбы" Санэпидемнадзора с МПР РФ за "рынок" лабораторного контроля Санэпидемнадзор в более менее понятный документ СП 2.1.7.1386-03 внес свое понимание компонентного состава отходов и его определение и естественно "ушел" дальше чем МПР РФ в своем "понимании".
Так, в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "п.8. Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Относительное содержание каждого компонента в общей массе отхода Ci (в %) должно представлять собой верхнюю границу содержания данного компонента в общей массе отхода, т.е. соответствовать термину "не более". Сумма величин Ci для всех компонентов, из которых состоит отход, должна быть близка к 100%, но не менее 95%. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник).".
Т.е., компонентный состав отхода может быть 95% !!!
При этом, "5.5.1. Идентификация компонентов отхода проводится с учетом технологии их образования. Стандартными методами КХА, наряду с валовым содержанием ингредиентов, определяются водорастворимые, а также подвижные формы элементов, извлекаемые ацетат - аммонийным буфером (pH = 4,8)."
2.2.4 В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "п. 2.9. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.
2.10. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
2.11. Решение спорных вопросов о принадлежности того или иного отхода к классу опасности осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор."
2.2.5 Положительным моментом СП 2.1.7.1386-03 является то, что в нем есть п.3. "Требования к отбору, транспортировке и хранению проб отходов производства и потребления". Однако на этом все и кончилось. В соответствии с ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" после отбора должна быть под каждый отход
Санэпидемнадзор в СП 2.1.7.1386-03 "обошел" данный "подводный" камень:
"2.5. Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально.
4.4.5. Компоненты отходов, состоящие их таких химических элементов как кремний, титан, натрий, калий, кальций, углерод, фосфор, сера в концентрациях, не превышающих их содержание в основных типах почв, относятся к практически неопасным компонентам с усредненным параметром опасности компонента Xi равным 4.
5.3. Обязательным этапом оценки опасности отхода являются исследования по идентификации его химического состава
5.5.1. Идентификация компонентов отхода проводится с учетом технологии их образования. Стандартными методами КХА, наряду с валовым содержанием ингредиентов, определяются водорастворимые, а также подвижные формы элементов, извлекаемые ацетат - аммонийным буфером (pH = 4,8)."
2.2.6 Рассуждали, рассуждали в СП 2.1.7.1386-03 о компонентном составе отхода – "свалились" к химическому составу отхода, но с "честью" вышли из сложившейся ситуации сославшись на то, что в соответствии с "п. 5.1. Экспериментальная оценка степени опасности отхода базируется на принципиальных положениях методологии гигиенического нормирования химических загрязнений среды обитания человека (почва, вода, воздух и др.), а также включает методы, допущенные для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5.2. Экспериментальный метод позволяет определить класс опасности отхода как единого целого с учетом комбинированного, комплексного действия его компонентов и продуктов их трансформации на здоровье человека и среду его обитания."
Рассуждали о компонентном составе отхода, пришли к определению химического состава отхода (не компонентного) методами КХА (!!!), пришли к определению класса опасности отхода как единого целого с учетом комбинированного, комплексного действия его компонентов и продуктов их трансформации на здоровье человека и среду его обитания. Нормально!
2.2.7 Таким образом, Санэпидемнадзор изначально определил, что методами КХА определить компонентный состав отходов невозможно.
При этом, однако, не указал, как в соответствии с "п. 2.5. Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально.". Т.е., если неизвестен количественный и качественный состав отхода применяется экспериментальный метод. При этом, определив класс опасности отдельного отхода необходимо для заполнения паспорта отхода "изобрести", определить компонентный состав отхода и в соответствии с нормативно-правовыми документами получить паспорт опасного отхода!
2.2.8 При этом, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.), Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г. N 16), СанПиН 2.1.7.722 – 98 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" размещение отходов производства и потребления без паспортов на отходы недопустимо.
Круг межведомственной войны МПР РФ с Санэпидемнадзором (Роспотребнадзором) за "рынок" лабораторного контроля замкнулся. Крайними оказались юридические лица, малое и среднее предпринимательство с появлением где только можно несанкционированных свалок.
2.3. Мы вынуждены также отметить, что кроме указанных выше документов Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001г №607-ст был введен межгосударственный стандарт ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования", кроме этого никто не отменял ГОСТ Р 12.1.052-97 "Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения" в котором приведены методы определения токсичности материала - I, II, III, IV класс токсичности.
В настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") "выпущен" ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования"., являющимся Национальным стандартом!
2.4. Как мы указывали выше, на сайте МПР РФ выложен проект изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118037
Как лабораториям за 10 лет понравилось "определять" компонентные составы отходов "количественным" химическим анализом (п.5) КХА, методом "биотестирования" (п.16) ! и естественно, вместо того чтобы один раз (за 10 лет применения Приказа №511) создать единый реестр отходов с компонентным содержанием отходов от конкретных технологических процессов, снова по новому кругу идет попытка методами КХА продолжить определять компонентный состав отходов, а применив метод "биотестирования" "изобретать" компонентный состав отхода для получения свидетельства о классе опасности, паспорта опасного отхода.
Авторам применения методов КХА при определении компонентного, подчеркиваем, компонентного состава отходов, надо давно выдать Нобелевскую премию за данные методы.
На основании вышеизложенного понятно почему на сегодняшний день отсутствуют базы данных по отходам с компонентным составом от конкретных технологических процессов. Хотя бы взяли пример с тех кто готовил Приказ МПР от 20 мая 2010 года №173 по квартальному нормированию ЗВ по каждому источнику с учетом технологических процессов, производств. По крайней мере с использованием данных можно выйти на цивилизованное нормирование, на внедрение, использование наилучших технологий. Поэтому сегодня в МПР РФ и отсутствует вертикально-интегрированная информационная система по ведению баз данных в области ООС. Было бы все прозрачно, негде применять при определении компонентного состава отходов методы КХА.
2.5. В связи с нежеланием МПР РФ, Роспотребнадзора договориться между собой и создать единый реестр компонентного состава отходов:
2.5.1. В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511: "Пункт 1 Критериев изложить в следующей редакции:
"1. Критерии отнесения опасных отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), а также для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) и ее территориальных органов.".
На основании вышеизложенного изменения Росприроднадзор отнес себя к юридическим лицам и то что у него образуются отходы и он должен как и все иметь:
2.5.2 В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511:
"13. В таблице 2 Критериев:
1) наименование столбца третьего изложить в следующей редакции:
"Значения, интервалы и характеристики первичных показателей опасности компонента отхода для окружающей среды";
2) в столбце четвертом строки №5 выражение "0,001 – 0,1" заменить выражением "0,001 – 0,01";
3) в столбце четвертом строки №17 выражение "0,01 – 1,0" заменить выражением "0,1 – 1,0";
4) изложить сноску "3)" в следующей редакции: "Если S = , то lg (S/ПДК) = и балл равен 1; если S = 0, то lg (S/ПДК) = - и балл равен 4.".
Не прошло и 10 лет с момента использования Приказа №511, как оказалось, что все расчеты по "определению" класса опасности отходов, проведенные с использованием Приказа №511, являются недостоверными, требуют перепроверки, повторного расчета и повторных материальных затрат юридических лиц, а именно:
Положительным моментом является и то, что в 2011 году МПР РФ, наконец-то, признается, что в течении 10 лет (!) при определении класса опасности отходов для окружающей среды с применением критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом МПР России от 15 июня 2001г. №511 были допущены грубые ошибки и в зависимости от желания можно было рассчитать любой класс опасности и что все расчеты определения класса опасности отходов недостоверны.
2.5.3 В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511:
"19. Дополнить Критерии пунктом 13.1 следующего содержания:
"13.1. Для отходов, из которых может быть получена водная вытяжка и которые имеют кислую или щелочную реакцию среды, при использовании расчетного метода учитывается значение водородного показателя рН водной вытяжки из отходов.
Если водородный показатель рН = 2,5 - 3,5 или рН = 10,1 - 11,5 и если эти отходы по расчетному методу отнесены к 4 классу опасности, то им присваивается 3-й класс опасности.
Если водородный показатель рН имеет значение менее 2,5 или более 11,5 и если эти отходы по расчетному методу отнесены к 3 или 4 классу опасности, то им присваивается, соответственно, 2-й или 3-й класс опасности."
Не прошло и 10 лет с момента использования Приказа №511, как оказалось, что все расчеты по "определению" класса опасности отходов, проведенные с использованием Приказа №511, являются недостоверными, требуют перепроверки, повторного расчета и повторных материальных затрат юридических лиц, а именно:
Положительным моментом является и то, что в 2011 году МПР РФ, наконец-то, признается, что в течении 10 лет (!) при определении класса опасности отходов для окружающей среды с применением критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом МПР России от 15 июня 2001г. №511 были допущены грубые ошибки и в зависимости от желания можно было рассчитать любой класс опасности и что все расчеты определения класса опасности отходов недостоверны.
2.5.4 В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511:
"В пункте 17 Критериев:
2) слова "Процедура приготовления водной вытяжки приведена в приложении 3" исключить."
Не прошло и 10 лет с момента использования Приказа №511, как оказалось, что все расчеты по "определению" класса опасности отходов, проведенные с использованием Приказа №511 методом "биотестирования" являются недостоверными. Непонятно как делали пробоотбор многокомпонентных отходов, включая учет влажности, рН, способов и времени доставки после отбора пробы, какие методы пробоподготовки применяли, какие методы ГСИ, какие ГСО применяли, с применением какого ГСИ "изобретали" компонентный состав отходов для заполнения исходных данных об отходе, сведетельств о классе опасности. паспортов опасных отходов.
Не прошло и 10 лет с момента использования Приказа №511, как оказалось, что все расчеты по "определению" класса опасности отходов, проведенные с использованием биотестирования по Приказу №511, являются недостоверными, требуют перепроверки, повторного расчета и повторных материальных затрат юридических лиц, а именно:
2.5.5. В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511:
"В пункте 17 Критериев:
1) после слова "отходов" дополнить словами "- исследовании токсического действия водной вытяжки из отходов, полученной с использованием дистиллированной воды, имеющей водородный показатель рН в пределах 7,0-7,2, при массовом соотношении отхода и дистиллированной воды 1:10, на гидробионты.";
Таким образом, "хотели как лучше, получилось как всегда"!
Боролись, боролись с Роспотребнадзором, а как только заменят ОПС на ОС и как только дополнят словами "- исследовании токсического действия" то сразу попадают в правовое поле действия СП 2.1.7.1386-03 Роспотребнадзора!!!.
2.5.6. В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511:
"28. Приложение 2 к Критериям исключить." !!!
Не прошло и 10 лет с момента использования Приказа №511, как оказалось, что все расчеты по "определению" класса опасности отходов, проведенные с использованием Приказа №511, являются недостоверными, требуют перепроверки, повторного расчета и повторных материальных затрат юридических лиц, а именно:
Положительным моментом является и то, что в 2011 году МПР РФ, наконец-то, признается, что в течении 10 лет (!) при определении класса опасности отходов для окружающей среды с применением критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом МПР России от 15 июня 2001г. №511 были допущены грубые ошибки и в зависимости от желания можно было рассчитать любой класс опасности и что все расчеты определения класса опасности отходов недостоверны.
2.5.7 В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511 наконец то предпринята попытка преодолеть "водную" вытяжку из отхода!
Однако опять "забыли" указать а каким содержанием влаги может быть отход? "Забыли" о пробоотборе, о пробоподготовке, о ГСИ, ГСО, ну на худой счет перечислили хотя бы перечень ГСИ.
2.5.8 В соответствии с проектом изменений в приказ МПР России от 15 июня 2001г. №511 п. 16 предполагается внести "небольшие" изменения "21. В абзаце четвертом пункта 16 Критериев слово "опасных" и слова "приложением 1 или" исключить". Т.е. признать, что было все-таки еще ссылка на Приложение1.
Однако, при этом упорно оставляется за лабораториями право "изобретать" компонентный состав отходов!
"п.16. Экспериментальный метод используется в следующих случаях:
при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;"
2.6. Мы неоднократно повторяли и повторяем: определить компонентный (фазовый) состав отхода возможно только
Мы неоднократно повторяли и повторяем:
Мы надеемся, что все "химики" знают, что такое рентгеноструктурный анализ, что такое фазово-химический анализ, что такое выполнение ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"?
Напоминаем для тех, кто не знает, что ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 года, введены жесткие требования по обеспечению единства измерений и ответственности как юридических, так и должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Так в ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" указано:
"Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации об обеспечении единства измерений
Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей
и работников, индивидуальных предпринимателей
Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Ответственность должностных лиц
1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации".
Хотели как лучше (http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=117968), получается как всегда http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118037, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118298
При информационно-технологическом сопровождении (ИТС) вертикально-интегрированной системы лицензирования в области обращения с опасными отходами МПР РФ Блок "Лицензирование" ПК ГИАС "Экобезопасность" (Государственный контракт МПР России с НПП "Авиаинструмент" от 28.10.2002г. "Разработка информационной системы управления в области лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами" в рамках ФЦП "Национальная технологическая база" по базовому проекту: "Разработка 1 очереди Единой информационной системы природопользования и охраны окружающей среды (ЕИСП), включая создание информационной системы мониторинга природопользования и охраны окружающей среды") когда территориальные органы управления ведя базу данных, подчеркиваем – базу данных, а не бумагу, в текущем режиме времени передавали всю информацию в XML формате по выдаче лицензий с первичными данными по компонентному составу отходов в МПР РФ с выводом информации в Ситуационный центр МПР РФ, мы имели честь видеть "компонентный" состав отхода нержавеющей стали 12Х18Н10Т, определенный лабораториями методом КХА, с 3 классом опасности для окружающей природной среды, рассчитанный с применением Приказа №511!!!
В связи с прозрачностью всей информации по лицензированию в области обращения с опасными отходами по всей информационной вертикали начиная от юридического лица базы данных по лицензированию при передаче полномочий из МПР РФ в Ростехнадзор, МПР РФ не передало. В том числе не была передана и вертикально-интегрированная информационная система Блок "Лицензирование" ПК ГИАС "Экобезопасность", разработанная нами по Госзаказу и установленная во всех территориальных органах управления МПР РФ. Очевидно, невыгодно иметь достоверную информацию в текущем режиме времени по лицензированию по всей информационной вертикали, особенно с информацией по компонентному составу отходов (например, нержавеющей стали 12Х18Н10Т с 3 классом опасности для ОПС) с выводом на экран Ситуационного центра МПР РФ.
3.1 Договориться между собой и создать:
1. Применять при отнесении отходов к классу опасности для ОС расчетный метод с определением компонентного, подчеркиваем компонентного (100%), а не химического состава отходов. Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа, в том числе р.с.а.
О внесении изменений в приказ МПР России от 15 июня 2002г. №511
В целях реализации статьи 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №26, ст. 3009; 2001, №1, ст. 21; 2003, №2, ст. 167; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №1, ст. 10, №52, ст. 5498; 2007, №46, ст. 5554; 2008, №30, ст. 3616, №45, ст. 5142; 2009, №1, ст. 17) и в соответствии с пунктом 5.2.30 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008г. №404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №22, ст. 2581, №42, ст. 4825, №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378, №6, ст. 738, №33, ст. 4088, №34, ст. 4192, №49, ст. 5976; 2010, №5, ст. 538, №10, ст. 1094, №14, ст. 1656, №26, ст. 3350, №31, ст. 4251, ст. 4268, №38, ст. 4835; 2011, №6, ст. 888), п р и к а з ы в а ю:
1. В наименовании и абзаце третьем приказа МПР России от 15 июня 2002г. №511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (Природно-ресурсные ведомости, 2001, №45), не нуждающегося в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 24 июля 2001г. №07/7483-ЮД, слова "к классу опасности для окружающей природной среды" заменить словами "к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду".
2. Утвердить прилагаемые Изменения, которые вносятся в Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом МПР России от 15 июня 2002г. №511.
Министр | Ю.П.Трутнев |
приказом Минприроды России от ___.___.2011 №____ |
1. Наименование Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее – Критерии) изложить в следующей редакции:
"Критерии отнесения опасных отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду".
2. Абзац первый Критериев исключить.
3. Пункт 1 Критериев изложить в следующей редакции:
"1. Критерии отнесения опасных отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), а также для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) и ее территориальных органов.".
4. Дополнить Критерии пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Действие настоящих Критериев распространяется на отходы, находящиеся в обращении в Российской Федерации и не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений.".
5. В пунктах 2, 6-9, 11-14 и в таблице 3 Критериев слова "окружающая природная среда" в соответствующем падеже заменить словами "окружающая среда" в соответствующем падеже.
6. В пункте 2 слова "возможного вредного" заменить словом "негативного", а слово "опасного" исключить.
7. В таблице 1:
1) наименование столбца второго изложить в следующей редакции:
"Степень негативного воздействия отходов на окружающую среду";
2) в столбце третьем слово "опасных" и слова "для ОПС" исключить;
3) в столбце четвертом слова "для ОПС" исключить.
8. В пункте 3 Критериев слова "для ОПС" исключить, а слова "расчетным или экспериментальным" заменить словами "расчетным и (или) экспериментальным".
9. В пункте 4 Критериев: в первом предложении слова "производителями отходов" исключить, во втором предложении слова "отход может быть отнесен к 4-му классу опасности" заменить словами "отходу присваивается 4-й класс опасности".
10. В наименовании раздела II Критериев слово "опасных" и слова "для окружающей природной среды" исключить.
11. В пункте 5 Критериев слова "для ОПС расчетным методом" заменить словами "расчетным методом", слова "на ОПС" - словами "на окружающую среду", слова "для ОПС (Кi)" - словами "для окружающей среды (Кi)".
12. В пункте 7 слова "природных сред" заменить словами "компонентов природной среды".
13. В таблице 2 Критериев:
1) наименование столбца третьего изложить в следующей редакции:
"Значения, интервалы и характеристики первичных показателей опасности компонента отхода для окружающей среды";
2) в столбце четвертом строки №5 выражение "0,001 – 0,1" заменить выражением "0,001 – 0,01";
3) в столбце четвертом строки №17 выражение "0,01 – 1,0" заменить выражением "0,1 – 1,0";
4) изложить сноску "3)" в следующей редакции: "Если S = ?, то lg (S/ПДК) = ? и балл равен 1; если S = 0, то lg (S/ПДК) = - ? и балл равен 4.".
14. В таблице пункта 8 Критериев в последней строке столбца первого выражение "> 0,9 (n > 11)" заменить выражением "> 0,9 (n ? 11)".
15. В пункте 10 Критериев выражение "для 2 < Zi <4" заменить выражением "для 2 ? Zi ? 4".
16. В пункте 11 Критериев слова "опасный отход" в соответствующем падеже заменить словом "отход" в соответствующем падеже.
17. В пункте 12 Критериев слово "опасного" исключить.
18. В наименовании раздела III слово "опасных" и слова "для окружающей природной среды" исключить.
19. Дополнить Критерии пунктом 13.1 следующего содержания:
"13.1. Для отходов, из которых может быть получена водная вытяжка и которые имеют кислую или щелочную реакцию среды, при использовании расчетного метода учитывается значение водородного показателя рН водной вытяжки из отходов.
Если водородный показатель рН = 2,5 - 3,5 или рН = 10,1 - 11,5 и если эти отходы по расчетному методу отнесены к 4 классу опасности, то им присваивается 3-й класс опасности.
Если водородный показатель рН имеет значение менее 2,5 или более 11,5 и если эти отходы по расчетному методу отнесены к 3 или 4 классу опасности, то им присваивается, соответственно, 2-й или 3-й класс опасности.
20. В пункте 15 Критериев слова "для ОПС" исключить.
21. В абзаце четвертом пункта 16 Критериев слово "опасных" и слова "приложением 1 или" исключить.
22. В пункте 17 Критериев:
1) после слова "отходов" дополнить словами "- исследовании токсического действия водной вытяжки из отходов, полученной с использованием дистиллированной воды, имеющей водородный показатель рН в пределах 7,0-7,2, при массовом соотношении отхода и дистиллированной воды 1:10, на гидробионты.";
2) слова "Процедура приготовления водной вытяжки приведена в приложении 3" исключить.
23. В пункте 18 Критериев включить абзац второй в следующей редакции:
"Тест на устойчивость к биохимической деградации проводят в аэробных условиях в контакте водной вытяжки из отходов с активным илом в течение 28 дней. Отход признают биохимически разлагаемым, если по истечении 28 дней или раньше химическое потребление кислорода (ХПК) в натуральной пробе снижается не менее, чем на 60 %, либо ХПК в фильтрованной пробе снижается не менее, чем на 70 %. При выполнении данного условия класс опасности отхода повышается на единицу (в сторону менее опасного).".
24. В пункте 19 Критериев:
1) в первом предложении слова "для ОПС" исключить;
2) в первом предложении после слов "водоросли и т.п.)" дополнить словами "например, по смертности рачков Ceriodaphnia affinis (dubia) не более 10 % за 48 час (БКР10-48) или смертности рачков Daphnia magna Straus не более 10 % за 96 час (БКР10-96), и по снижению уровня флуоресценции хлорофилла и снижению численности клеток водорослей Scenedesmus quadricauda на 20 % за 72 часа (БКР20-72).";
3) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"При исследовании водных вытяжек из отходов с повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм3) биотестирование производится по смертности рачков Artemia
salina не более 10 % за 48 час (БКР10-48) и по снижению уровня флуоресценции хлорофилла и снижению численности клеток водорослей Phaeodactylum tricornutum на 20 % за 72 часа (БКР20-72).".
25. В пункте 20 Критериев слова "для ОПС" исключить.
26. В таблице 4 Критериев:
1) в наименовании столбца второго слово "опасного" исключить, а слово "вредное" заменить словом "негативное";
2) в столбце втором строки №4 выражение "<100" заменить выражением "?100".
27. В приложении 1 к Критериям:
1) строку шестнадцатую изложить в следующей редакции:
"LСводн50 (мг/л/96 ч) | - средняя смертельная концентрация вещества в воде, вызывающая гибель 50 % всех взятых в опыт гидробионтов (например, рыб) через 96 часов" |
"БПК5 | - биологическое потребление кислорода, выраженное в мл О2/л за 5 суток |
ХПК | - химическое потребление кислорода, выраженное в мл О2/100 л" |
28. Приложение 2 к Критериям исключить.
Для юридического лица:
Вот и вся, условно, экология.
Для малого и среднего предпринимательства:
Т.е., малый и средний бизнес должен в большей своей части:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ОТ 26.01.1996Г. №14-ФЗ (СТ.1065) НЕСЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
НИ ОДНА СТОРОННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ "УСЛУГИ" ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ, РАСЧЕТУ ПЛАТЫ, СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ, ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ 2-ТП, ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧТО ВСЕ КТО ЕЖЕКВАРТАЛЬНО ОКАЗЫВАЕТ "УСЛУГИ" ПО РАСЧЕТУ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА (ПНООЛР) (ПРИКАЗ №703) И ПОЛЬЗУЯСЬ ПРАВОВОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕ ДОВОДИТ ДО ОФОРМЛЕНИЯ В ВВИДЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА ПНООЛР.
Пример интерфейса Блок "Отходы производства и потребления" ПК "Русь":
Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).
Программные модули ПК "Русь" содержат единую базу данных, единую систему классификаторов, позволяют получить и распечатать необходимые отчеты, произвести выгрузку расчетов в утвержденных ХМL форматах.
Базы данных имеют вертикально-интегрированную структуру, сохраняются по годам.
В случае постановки на ИТС дополнительных программных модулей ПК "Русь" сохранятеся единая база данных, просто увеличиваются функциональные возможности собранной конфигурации из программных модулей.
Обращаем внимание, что ни одна сторонняя организация, оказывающая "услуги" по разработке ПНООЛР, расчету платы, составлению технических отчетов, заполнению форм 2-ТП (2-ТП (Воздух), 2-ТП (Отходы), 2-ТП (Водхоз)), ответственности не несет.
Ответсветственность за все в соответствии с Гражданским кодексом РФ от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ст.1065) несет юридическое лицо, субъект малого и среднего предпринимательства.
Также обращаем внимание субъектов малого и среднего предпринимательства, что все, кто ежеквартально оказывает "услуги" по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, практически осуществляет формирование упрощенного ПНООЛР (ПРИКАЗ №703) и, пользуясь правовой безграмотностью субъектов малого и среднего предпринимательства, не доводит данные расчеты по объемем образования отходов до оформления в виде упрощенного проекта ПНООЛР.
Таким образом, субъект малого и среднего предпринимательства обращаясь к "третьим" лицам за расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду:
Цена и условия поставки:
Программное обеспечение (ПО) передаются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через центры по информационно-технологическому сопровождению.
ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008 г. №3)