ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ "ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА АВАРИЙ НА МН И МНПП. ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА 07.11.2014 №500, 27.12.2013 №646, 06.11.2013 №520, РД 03-14-2005, РД 03-418-01, РД 03-357-00"ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 7 НОЯБРЯ 2014 Г. № 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ", ПРИКАЗ РТН ОТ 06.11.2013 №520 "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ", ПРИКАЗ РТН ОТ 25.11.2005 №893 (РД 03-14-2005), ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 10.07.2001 №30 "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (РД 03-418-01)", ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 26.04.2000 №23 "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА (РД 03-357-00)"Пакет прикладных программ позволяет провести вероятностную оценку степени риска аварийных утечек нефти на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах МН (МНПП)
и сформировать "Отчет об оценке степени риска аварий на МН (МНПП)" в соответствии с :
СОСТАВ |
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН (МНПП) |
Значение рассчитанного показателя риска аварии R |
«Малая» |
Менее 0,5 ∙ R5лет |
«Средняя» |
От 0,5∙ R5лет до 5,0∙ R5лет |
«Высокая» |
От 5,0∙ R5лет до 50,0∙ R5лет |
«Чрезвычайно высокая» |
Более 50 ∙ R5лет |
Среднестатистический (фоновый) уровень риска аварии для ЛЧ МН (МНПП) R5лет определяется на этапе «Планирование организация работ» как среднегодовое значение показателя риска аварии за последний пятилетний период рассмотрения на МН (МНПП) эксплуатирующей организации.
Примеры определения критериев степени опасности участков ЛЧ МН (МНПП), где в качестве показателей опасности использованы удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта и экологический ущерб от аварий за год, приведены в табл1, табл.2.
Для ЛЧ МН (МНПП) указанные дополнительные показатели риска аварии являются типовыми.
Таблица 2 - Типовые показатели с критериями
опасности аварий на ЛЧ МН
Примеры типовых показателей с критериями опасности аварий
Окончание таблицы 4 |
||
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН |
Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МН |
|
удельные ожидаемые потери нефти при аварии Rm1000, т/(1000 км∙год) |
удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии RЭ1000, |
|
«Малая» |
Менее 5 |
Менее 2 |
«Средняя» |
От 5 до 50 |
От 2 до 20 |
«Высокая» |
От 50 до 500 |
От 20 до 200 |
«Чрезвычайно высокая» |
Более 500 |
Более 200 |
2 Таблица3 – Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МНПП
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МНПП |
Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МНПП |
|
удельные ожидаемые потери нефтепродукта при аварии Rm1000, т/(1000 км∙год) |
удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии RЭ1000, млн. руб./(1000 км∙год) |
|
«Малая» |
Менее 4 |
Менее 1 |
«Средняя» |
От 4 до 40 |
От 1 до 10 |
«Высокая» |
От 40 до 400 |
От 10 до 100 |
«Чрезвычайно высокая» |
Более 400 |
Более 100 |
Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков Ls трассы по показателю риска аварии R приведена на рис. 1.
В случае однокилометровых сухопутных участков вместо суммарной длины участков Ls используют общее количество таких участков.
При отсутствии достоверных сведений о среднестатистическом (фоновом) уровне риска аварии для какого-либо показателя риска аварии на ЛЧ МН (МНПП) критерии степени опасности устанавливаются, исходя из значений данного показателя, рассчитанных для участков всей трассы на этапе «Количественная оценка риска аварии на МН (МНПП)».
Для этого полный интервал изменения показателя риска {Rmin, Rmax} разделяют по критериям степени опасности на ЛЧ МН (МНПП), приведенным в табл. 4.
Для площадочных объектов (составляющих) МН (МНПП) степень опасности аварий определяется показателем максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии (в т.ч. смертельно травмированных), по критериям, приведенным в табл. 5.
Рисунок 2 - Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков Ls трассы по показателю риска аварии R
Таблица 1 - Критерии степени опасности аварий на ЛЧ МН (МНПП) по сравнению с интервалом изменения рассчитанного показателя риска аварии {Rmin, Rmax}
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН (МНПП) |
Значение рассчитанного показателя риска аварии R |
«Малая» |
Менее Rmin + 0,3∙(Rmax - Rmin) |
«Средняя» |
Rmin + (0,3 - 0,8)∙(Rmax - Rmin) |
«Высокая» |
Rmin + (0,8 - 0,97)∙(Rmax - Rmin) |
«Чрезвычайно высокая» |
Более Rmin + 0,97∙(Rmax - Rmin) |
Таблица 2 - Критерии степени опасности аварий на площадочных объектах (составляющих площадочных объектов) МН (МНПП)
Сравнительная степень опасности аварии на площадочном объекте (составляющей площадочного объекта) МН (МНПП) |
Максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на площадочном объекте (составляющей площадочного объекта) МН (МНПП) |
|
всего потерпевших |
в т.ч. смертельно травмированных |
|
«Малая» |
Менее 10 |
Менее 3 |
«Средняя» |
От 10 до 74 |
От 3 до 9 |
«Высокая» |
От 75 до 300 |
От 10 до 30 |
«Чрезвычайно высокая» |
Более 300 |
Более 30 |
Для сопоставительной оценки степени опасности разливов нефти и нефтепродуктов в водные объекты при авариях на МН (МНПП) могут использоваться данные международной статистики, например по аварийным разливам при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами.
Сопоставительные критерии степени опасности аварий при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами приведены в таблице 6 (на основе данных «The International Tanker Owners Pollution Federation»)
Таблица 6 - Сопоставительные критерии степени опасности аварий при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами
Сопоставительная степень опасности аварии при перевозке нефти, нефтепродуктов танкерами |
Средняя масса потерь нефти, нефтепродуктов, т |
|
при наиболее опасном сценарии аварии |
при наиболее вероятном сценарии аварии |
|
«Малая» |
Менее 350 |
Менее 7 |
«Средняя» |
От 350 до 3500 |
От 7 до 70 |
«Высокая» |
От 3500 до 35 000 |
От 70 до 700 |
«Чрезвычайно высокая» |
Более 35 000 |
Более 700 |
На этапе "Разработка рекомендаций по снижению риска" подготавливаются рекомендации по оперативному и долговременному управлению процессом снижения риска в целях минимизации отрицательных последствий аварий и обеспечения промышленной безопасности МН.
Полученные оценки показателей риска представляют собой критерии аварийной опасности отдельных участков МН и, следовательно, могут использоваться для разработки оптимальной стратегии технического обслуживания, диагностики и ремонта трубопровода (управление риском). Кроме того, оценки риска для МН в целом могут быть положены в основу выбора долговременной инвестиционной стратегии, при проектировании и проведении экспертизы безопасности МН, для целей декларирования промышленной безопасности, страхования ответственности и аудита.
С помощью анализа распределения показателей риска вдоль трассы МН (рис. 1) решают две основные задачи:
1) разработку и сопровождение оптимальной стратегии диагностики и ремонта трубопровода;
2) определение требуемых мощностей и характера распределения по трассе служб ликвидации последствий аварийных разливов нефти.
Участки с максимальным уровнем риска Rv, характеризующим среднегодовые объемы утечек нефти, в первую очередь должны рассматриваться с точки зрения необходимости обследования, диагностики или ремонта. По завершении диагностических и ремонтных работ соответствующие оценки факторов должны быть скорректированы.
На базе показателей рисков Rst, Rsr, Ret и Rer проводят оценку требований к службам ликвидации последствий аварийных разливов нефти на сухопутных ландшафтах и водных объектах.
Совместное использование показателей рисков Rst, Rsr, Ret и Rer позволяет уточнить распределение служб, привлекаемых для ликвидации последствий аварий, вдоль трассы МН, при этом учитываются не только ожидаемые площади загрязнения (Rst, Rsr), но и возможные экологические последствия аварий через эффективные площади загрязнения Ret и Rer.
Программное обеспечение (ПО) передается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через прямое информационно-технологическое сопровождение в НПП "Авиаинструмент", сделав "Заказ" на необходимую конфигурацию ПК "Русь".
Заказ программного комплекса: Заказать
Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).
ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008г. №3)