Программа "Ранжирование участков и составляющих МН (МНПП) по показателям риска аварии"
6.
Ранжирование участков и составляющих МН (МНПП) по показателям риска аварии
На этапе "Оценка риска аварий"
для каждого участка трассы МН проводится:
- оценка частоты утечек нефти, в том числе частоты
образования дефектного отверстия в зависимости от величины его эффективной
площади Sэфф;
- оценка последствий аварий (возможных объемов разливов,
площадей загрязнения, экономического ущерба, экологических показателей по
времени самовосстановления компонентов окружающей природной среды);
- оценка степени риска по выбранным показателям риска;
для всей трассы МН проводится:
- анализ и обобщение оценки риска каждого участка;
- ранжирование участков по показателям риска.
оцениваются показатели риска, характеризующие:
- удельную (локальную) частоту аварийных утечек из
нефтепровода п, определяемую на основе статистических данных по авариям на
МН и балльной оценки технического состояния нефтепровода согласно приложениям
2 и 5 Методическое руководство по оценке степени
риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК
"Транснефть" от 30.12.99 № 152;
- частоту образования дефектного отверстия в зависимости от
его площади Sэфф (приложение 3 Методическое
руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах»,
ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152);
- ожидаемые среднегодовые потери нефти за счет аварийных
разливов Rv (объем или стоимость потерь) ( приложение 4 Методическое руководство по оценке степени риска
аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК
"Транснефть" от 30.12.99 № 152);
- ожидаемые среднегодовые площади загрязнения сухопутных
ландшафтов Rst и водных объектов Rsr (приложение 4 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на
магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от
30.12.99 № 152);
- ожидаемый среднегодовой экологический ущерб как сумма
штрафных санкций за загрязнение компонентов природной среды Rd (см.
приложение 4 Методическое руководство по оценке
степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК
"Транснефть" от 30.12.99 № 152);
- выведенные из естественного состояния эффективные площади
сухо путных ландшафтов Ret и водных объектов Rer, которые определяются на
основе частоты аварий, средней площади разлива нефти и времени
самовосстановления загрязненных компонентов природной среды (приложения 4,
6, 7 Методическое руководство по оценке степени
риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК
"Транснефть" от 30.12.99 № 152).
Полученные показатели риска участков трассы МН
используются для выявления приоритетов в мероприятиях обеспечения безопасности
и выбора оптимальной стратегии технического обслуживания, диагностики и ремонта
трубопровода. Кроме того, на основе анализа распределения показателей риска
могут быть выбраны участки трассы МН, для которых необходимо более точно
оценить показатели риска и разработать рекомендации.
Ранжирование
участков и составляющих МН (МНПП) по основным опасностям аварий осуществляется
для однотипных участков и составляющих МН (МНПП) по характерным для них
основным показателям риска аварий.
Для
ранжирования участков ЛЧ МН (МНПП) строят зависимость для характерных
показателей риска аварии: удельная интенсивность аварий (1/(1000 км∙год)), средняя масса утечек нефти,
нефтепродукта при аварии (тонн), , средняя масса потерь нефти, нефтепродукта при
аварии (тонн) Rm1000, удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта при аварии
(т/(1000 км∙год)) , средний размер ущерба от аварии, в том
числе: (тыс. руб.) Y$oc, средний размер платы за загрязнение окружающей среды
при аварии (тыс. руб.) Y$m, средние потери нефти, нефтепродукта при аварии в
денежном выражении (тыс. руб.) RY1000, удельный ожидаемый ущерб от аварии (млн. руб./(1000 км∙год))
вдоль всей трассы по форме, изображенной на рис. 1, где R(n) – один из
показателей риска для n-го участка, xn – расстояние от начала трассы
для n-ого участка, Ln – длина n-го участка трассы МН (МНПП),
полученная в результате деления трассы МН (МНПП) на участки.
Для
ранжирования составляющих площадочных объектов МН (МНПП) составляют
таблицу с полным перечнем рассмотренных составляющих, сгруппированных по типам
(насосное оборудование, резервуары и иное емкостное оборудование, технологические
трубопроводы опасных веществ), и указанием рассчитанных показателей риска
аварии в порядке убывания средней массы потерь нефти, нефтепродукта при
наиболее опасном сценарии аварии. Отдельно указываются составляющие, имеющие
максимальные значения по другим показателям за исключением RY , ожидаемый ущерб от аварий на
площадочном объекте МН (МНПП) (тыс.
руб./год)
После завершения оценки риска каждого п-го
участка трассы строят зависимость для различных показателей риска R вдоль всей трассы. Эта зависимость будет иметь вид,
изображенный на рис. 1, где R(п) — один из показателей риска для п-го участка,
Хп — расстояние от начала трассы для п-го
участка, Lп — длина п-го участка трассы М Н. полученная в результате деления
трассы М Н на участки.
Рисунок 1 - Общий вид распределения
показателя риска R(n) вдоль трассы
МН (МНПП)
Участки с максимальным
уровнем риска Rv, характеризующим
среднегодовые объемы утечек нефти, в первую очередь должны рассматриваться с
точки зрения необходимости обследования, диагностики или ремонта. По завершении
диагностических и ремонтных работ соответствующие оценки факторов должны быть
скорректированы.
На базе показателей рисков Rst,
Rsr, Ret и Rer проводят оценку
требований к службам ликвидации последствий аварийных разливов нефти на
сухопутных ландшафтах и водных объектах.
Совместное использование показателей рисков Rst,
Rsr, Ret и Rer позволяет уточнить
распределение служб, привлекаемых для ликвидации последствий аварий, вдоль трассы
МН, при этом учитываются не только ожидаемые площади загрязнения (Rst,
Rsr), но и возможные
экологические последствия аварий через эффективные площади загрязнения Ret и Rer.
Значения Rвd, Rпd и Rаd
могут быть использованы при формировании специального экологического фонда
предприятия нефтепроводного транспорта, при проведении экологического аудита и
экологического страхования МН, при разработке декларации промышленной
безопасности объекта.
Значения Rv и Rd могут быть
использованы при проектировании для сравнения опасности различных вариантов
прокладки МН или с существующими объектами трубопроводного транспорта.
ЦЕНА И УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ:
Программное обеспечение (ПО) передается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через прямое информационно-технологическое сопровождение в НПП "Авиаинструмент", сделав "Заказ" на необходимую конфигурацию ПК "Русь".
Заказ программного комплекса: Заказать
Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).
ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008г. №3)