ОТЧЕТНОСТЬ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ
НОРМАТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТЫ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.) все индивидуальные предприниматели и юридические лица должны иметь установленные нормативы образования и лимиты на их размещение: Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами п. 1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
(Статья 1. Основные понятия:
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;)


1. Все индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" должны иметь установленные нормативы образования и лимиты на их размещение в соответствии с формой, приведенной в Приложении Приказу от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" вне зависимости от разработки ПНООЛР или сдачи отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Таким образом, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства должны иметь утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение вне зависимости от сданной отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).


2. В соответствии с п.2 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение":


Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

"2. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации*.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).


3. В соответствии с п.11 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50"О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение":

"п. 11. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Ростехнадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении."

Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.


4. В тоже время в Федеральном законе от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.) указано:


Федеральный закон от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.)

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Таким образом, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства должны ежегодного подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья, имея утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение вне зависимости от сданной отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). (Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)")


5. В соответствии с п.11 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50"О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение":

"п.11. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении."


Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

"4. Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг."


Таким образом, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства должны ежегодного подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья, имея утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение вне зависимости от сданной отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).


6. В соответствии с п.2 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение": "Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности)."

В соответствии с п.11 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50"О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение":

"п.11. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Ростехнадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В Приказе Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в явном виде отсутствует процедура установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства сроком на 5 лет.

В то же время, Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50"О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", относится ко всем категориям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и относится как к процедуре разработки так и утверждения лимитов на размещение отходов, в соответствии с формой, приведенной в Приложении к Приказу.


7. В соответствии с п.16 Приказа Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" на официальном сайте Росприроднадзора РФ в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа размещена электронная версия оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программный продукт, размещенный на официальном сайте Росприроднадзора РФ в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа для оформления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства является закрытой программой.

В Приказе Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" отсутствует форма предоставления отчетности.


НЕОБХОДИМО ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СУБЪЕКТОВ РФ, ОРГАНАМ РОСПРИРОДНАДЗОРА:

1. Добавить в электронную версию программы, размещенную в сети Интернет на сайте Росприроднадзора РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства функцию выгрузки баз данных отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в открытых форматах, соответствующих международным стандартам.


2. Официально опубликовать форму отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, которая отсутствует в Приказе Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"


3. Для обеспечения выполнения административных функций по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с ФЗ-89, с формой лимитов, приведенной в Приложении 3 к "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов", утвержденной Приказом Ростехнадзора №643 от 20.09.2007г., довести до общего пользования описание форматов выгрузки баз данных, введенных субъектами малого и среднего предпринимательства в электронную версию программы, размещенную в сети Интернет на сайте Росприроднадзора РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. программа является закрытой программой.


4. В связи с отсутствием возможности выделить составляющую лимита на хранение на собственных и общегородских объектах размещения для индивидуальных и юридических лиц с учетом Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов", Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" из отчетности, предоставленной субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием электронной версии программы, размещенной в сети Интернет на сайте Росприроднадзора РФ, внести соответствующие коррективы и изменения в Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" с целью установления лимита на хранение.


5. Привести в соответствие Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Образец 2.15 "Характеристика объекта размещения", Образец 2.14 "Характеристика объектов хранения отходов сроком до 3 лет *. Обоснование предельного количества накопления отходов) с Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (Характеристика объекта размещения отходов ОРО), либо отменить какой-то один из Приказов.


6. Привести в соответствие коды типов объектов размещения (для машинной обработки) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Образец 2.15 "Характеристика объекта размещения", Образец 2.14 "Характеристика объектов хранения отходов сроком до 3 лет *. Обоснование предельного количества накопления отходов) с кодами видов объектов размещения отходов (для машинной обработки) Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (Характеристика объекта размещения отходов ОРО), либо отменить какой-то один из Приказов.


7. Разобраться когда-нибудь в терминах "объект хранения", "объект захоронения".


В соответствии с Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов"


Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов"

"1. Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее - Правила) устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещении отходов).

2. Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора."


Размещение отходов


ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;


Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.


Объект размещения отходов


ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);


Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

полигон захоронения отходов: Ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Примечание — См. также СанПиН 2.1.7.722

хранилище отходов - сооружение, предназначенное для хранения отходов.

несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

отвал - искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов (ГОСТ 17.5.1.01).

отстойник - бассейн или резервуар, предназначенный для очистки жидкостей при постепенном отделении примесей, выпадающих в осадок.

свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

могильник отходов - сооружение для бессрочного захоронения отходов, предусматривающее систему защиты окружающей среды (на основе ГОСТ 17606).
Примечание — Как правило, захоронению подлежат опасные отходы.


Хранение отходов


ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;


Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

хранение отходов: режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003г. №80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанП и Н 2.1.7.1322-03"

п.2.5 Различают следующие основные способы складирования:

    временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или
  • в специальных помещениях (в цехах, складах, в резервуарах и др.);
  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
  • складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконниках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Накопление отходов


ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.


8. Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов":

  • В Приказе отсутствуют Методические указания по заполнению формы "Характеристика объекта размещения отходов ОРО…"
  • Приказ не соответствует Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
  • Отсутствует описание понятия "Учетный №ОРО", структура "Учетный №ОРО", понятие ближайший населенный пункт, описание "нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ" и т.д.

9. Отсутствует: "Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в пункте 6 настоящих Правил, и программное обеспечение для ее формирования"


10. В Приказе Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50"О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" отсутствует процедура получения и заполнения граф 7, 16 Приложения с №ГРОРО объекта размещения (хранения, захоронения).

Отсутствует процедура превращения № объекта ОРО в № объекта ГРОРО.

Те, кто готовил приказ, очевидно, забыли, что согласно Приказ МПР РФ от 11 сентября 2003г. №829 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов" (с изменениями от 20 ноября 2003г.) объектам размещения в соответствии с

Приказ МПР РФ от 20 ноября 2003г. №1028 "О внесении изменения и дополнения в приказ МПР России от 11.09.2003г. №829 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов" уже были присвоены коды и что в приказе были методические рекомендации, могли бы просто переписать, хотя бы была понятна преемственность. (Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24 августа 2004г. №617 настоящий приказ признан утратившим силу (по информации, опубликованной в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 сентября 2004г. №36, в газете АКДИ "Экономика и жизнь" сентябрь 2004г., №40 - отменен в связи с отказом в государственной регистрации).


Приложение
к приказу МПР РФ
от 20 ноября 2003г. №1028


При регистрации объекта размещения в государственном реестре объектов размещения отходов на уровне субъекта Российской Федерации ему присваивается регистрационный номер, имеющий следующий вид:


АА/ББ/ВВВВВ/ГГГГГ

Регистрационный номер состоит из 4-х частей:

АА - порядковый номер субъекта Российской Федерации:

ББ - код вида (наименования) объекта размещения отходов в соответствии с таблицей 1 из приложения 2 к приказу МПР России от 11.09.2003 №829 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов";

ВВВВВ - порядковый номер индивидуального предпринимателя или юридического лица по соответствующему субъекту Российской Федерации;

ГГГГГ - инвентарный номер объекта размещения отходов, эксплуатируемого данным индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (указывается в позиции 1 таблицы, содержащей характеристику объекта размещения отходов).



РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

1. Не усложнять себе жизнь.


2. Рекомендуем Субъектам малого и среднего предпринимательства, сдавшим отчет на основании Приказа Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)":


2.1 Написать и направить уведомительно в территориальный орган Росприроднадзора ЗАЯВЛЕНИЕ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.)

"Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации."


2.2 Отчетность, сданная Субъектами малого и среднего предпринимательства, сдавшим отчет на основании Приказа Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", не является ЗАЯВЛЕНИЕМ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.


2.3 Форма ЗАЯВЛЕНИЯ не установлена, поэтому может быть любая.

Например:

Образец

ЗАЯВЛЕНИЕ
об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение


(для юридических лиц – полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование,

организационно-правовая форма, место нахождения;

для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства,

данные документа, удостоверяющего личность)

ОГРН

(государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица/регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП)

ИНН

(идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе)

Прошу предоставить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по результатам рассмотрения прилагающихся документов.

Приложение: 1. Копия отчета в соответствии с Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" на … л. в … экз.

2. Копия отметки территориального Росприроднадзора о получении отчета на … л. в … экз.

3. опись представленных документов на … л. в … экз.

Истинность и полноту информации, представленной в заявлении и прилагающихся документах, подтверждаю.



Телефон/факс/E-mail для контактов:


2.4 В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.)

"Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации."


2.5 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями от 27 декабря 1994г., 14 июня 2001г.):

"5. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка."


2.6 ПОВТОРНО ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЧТО:

  • ДО ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИМИТОВ, ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЛИМИТА НА ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ – ПРОБЛЕМА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  • ПОСЛЕ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИМИТОВ, ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЛИМИТА НА ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ – ПРОБЛЕМА РОСПРИРОДНАДЗОРА

3. До приведения в порядок нормативно-правовых документов Росприроднадзором РФ, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000г., 10 января 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 31 декабря 2005г., 18 декабря 2006г., 8 ноября 2007г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008г.),

  • Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. N703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение",
  • Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. N50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для получения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предоставлять упрощенный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов"
  • Приказа Минприроды России от 16 февраля 2010г. N30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"

использовать в своей работе для получения лимитов на 5 лет - "п 6. (Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007г. №703) Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:
суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп."

п. 32. Упрощенная (декларативная) форма проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включает следующие разделы:

  • титульный лист, оформляемый в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим указаниям;
  • содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;
  • общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
  • сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
  • сведения об отходах;
  • расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;
  • предложения по лимитам на размещение отходов;
  • приложения.

Данные разделы оформляются согласно пунктам 19 - 22, 29 и 31 соответственно Методических указаний."


Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями от 27 декабря 1994г., 14 июня 2001г.)

"2. Устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

4. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

5. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка."


3. В последние годы в области охраны окружающей среды сложилась уникальная ситуация:

Во-первых, в связи с постоянной реорганизацией Федеральных органов управления в области охраны окружающей среды, передачей полномочий из одного Федерального органа в другой, полностью потеряна связь между нормативными документами, которые каждое ведомство подвергало ревизии и переизданию.

Во-вторых, если в области охраны атмосферного воздуха ситуация более менее прослеживается на какое то упорядочение (хотя до настоящего времени никак не могут перейти на динамическое нормирование от сводных томов ПДВ), на введение цивилизованных систем управления, включая последний Приказ Ростехнадзора от 20 мая 2010 года №173 по поквартальному нормированию по каждому источнику выброса и каждому ЗВ, с привязкой к квартальному расчету платы по Приказу №204 (в редакции №182) по каждому источнику с выходом на внедрение наилучших технологий, то в области регулирования по обращению с отходами, кто готовил и выпускал приказы, такие как №30, №49, №50, запутались как сами, так и запутали юридических лиц, запутались как в терминах, так и в том, что приказы не связаны с предшествующими нормативно-правовыми документами, например, с №703, ФЗ-89, хотели как лучше, получилось как всегда.

В-третьих, с момента реорганизации Госкомэкологии, министерства и ведомства правоприемники Госкомэкологии прекратили проведение обучения сотрудников, занимающихся нормированием в области охраны окружающей среды, не говоря уж о юридичеких лицах, все стали работать по понятиям.

В-четвертых, во всех нормативно-правовых документах, в которых приведены формы разрешений, формы лимитов, отсутствуют указания по их заполнению. Поэтому, естественно, каждый сотрудник Ростехнадзора, Росприроднадзора применял и применяет их по своему усмотрению, кто как понимает, что несет под собой коррупционную составляющую.

В-четвертых, вся система охраны окружающей среды в РФ на уровне Федеральных органов управления функционирует по понятиям. Нормирование по воздуху производится без сводных томов ПДВ, локальная система координат не связана с системой координат города. Если просуммировать выданные Ростехнадзором, Росприроднадзором лимиты на размещение отходов на конкретный полигон, то полигон не сможет вместить данное количество отходов.

В-пятых, введение системы отчетности для малого и среднего предпринимательства является высшим подтверждением, что в области обращения с отходами, те кто готовил данные документы полностью запутались в предшествующих нормативно-правовых документах, в административных регламентах.


Мы не акцентируемся на том, что во многих субъектах Российской Федерации, органами Ростехнадзора юридическим лицам были согласованы паспорта отходов на несуществующие коды ФККО, на то, что кодировка в ФККО не соответствует Базельской конвенции, что во многих паспортах на отходы указан химический состав, а не компонентный, что лаборатории, поводившие анализы, не аккредитованы на определение компонентного состава отходов, в связи с отсутствием методов пробоотбора отходов, методов пробоподготовки отобранных отходов, методов определения компонентного (а не химического состава) отходов, отсутствием данных методов в паспортах на аккредитацию лабораторий.


В рамках информационно-технологического сопровождения ПК "Русь", ПК "ГИАС", нам приходилось и приходится постоянно проводить правовой ликбез, как юридических лиц, так и сотрудников Ростехнадзора, Росприроднадзора по выполнению нормативно-правовых документов (просто их не читают).

К сожалению, во многих Росприроднадзорах пришли новые люди, которые по настоящее время не знают нормативно-правовые документы, до настоящего времени при выдаче лимитов на размещение отходов складывают лимит на хранение (т) с лимитом на захоронение (т/год), делят на 4 заявленный выброс ЗВ в атмосферный воздух, без учета нестационарки, рассчитывают и принимают расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением различных Excel планшетов в которых лимит на хранение делят на количество дней в году, выдают лимиты в которых в графе 16 формы лимита ничего не указывают, хотя в соответствии с заявкой юридического лица на размещение отходов (Приказ №703) указывается предельное накопление отходов на объектах хранения (размещения), т.е. государство недополучает доходы от невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, что несет под собой коррупционную составляющую.

В ближайшее время произойдет изменение Федеральных законов, в том числе, возможна передача полномочий по выдаче лимитов на размещение отходов производства и потребления хозяйствующим субъектам, не попавших в список объектов Федерального контроля, субъекту РФ. В этот список попадают и субъекты малого и среднего предпринимательства, что еще на порядок усложнит систему нормирования, выдачи разрешений, установление нормативов и лимитов на размещение отходов.


Мы постоянно объясняем, что сама система охраны окружающей среды в случае ведения одной базы данных элементарно проста:

Для юридического лица:

  • 1 раз в 5 лет разработать проекты (Проект ПДВ, Проект НДС, ПНООЛР) (данный вид деятельности не лицензируется и предприятие самостоятельно может его сделать) и иметь, условно, на выходе ради чего оно это делает - три листа бумаги:
    • разрешение на выброс – на 5 лет
    • разрешение на сброс – на 5 лет
    • лимит на размещение отходов – на 5 лет, при ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 4 раза в году в конце квартала, подсчитать фактические выбросы, сбросы, количество размещенных отходов и произвести расчет платы.
  • 1 раз в конце отчетного периода, подчеркиваем, отчетного периода (частным случаем является календарный год, если лимит, например, был выдан 31 января, а действие лимита начинается с 1 января) предоставить технический отчет о неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 1 раз в год сдать формы статотчетности 2-ТП (Воздух), 2-ТП (Отходы), 2-ТП (Водхоз).
  • Вести производственный контроль, обеспечивать выполнение заложенных мероприятий в проектах.

Вот и вся, условно, экология.


Для малого и среднего предпринимательства:

  • 1 раз в 5 лет разработать проекты (Проект ПДВ (при необходимости), упрощенный ПНООЛР) (данный вид деятельности не лицензируется, и предприятие самостоятельно может его сделать) и иметь,
    • разрешение на выброс – на 5 лет
    • разрешение на сброс (при необходимости) – на 5 лет
    • лимит на размещение отходов – на 5 лет, при ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 4 раза в году в конце квартала, подсчитать фактические выбросы, сбросы, количество размещенных отходов и произвести расчет платы.
  • 1 раз в конце отчетного периода, подчеркиваем, отчетного периода (частным случаем является календарный год, если лимит, например, был выдан 31 января, а действие лимита начинается 1 января) предоставить технический отчет о неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 1 раз в год сдать формы статотчетности 2-ТП (Воздух), 2-ТП (Отходы), 2-ТП (Водхоз).
  • Вести производственный контроль, обеспечивать выполнение заложенных мероприятий в проектах (при необходимости).

Т.е., малый и средний бизнес должен в большей своей части:


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ОТ 26.01.1996Г. №14-ФЗ (СТ.1065) НЕСЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

НИ ОДНА СТОРОННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ "УСЛУГИ" ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ, РАСЧЕТУ ПЛАТЫ, СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ, ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ 2-ТП, ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ.


ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧТО ВСЕ КТО ЕЖЕКВАРТАЛЬНО ОКАЗЫВАЕТ "УСЛУГИ" ПО РАСЧЕТУ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА (ПНООЛР) (ПРИКАЗ №703) И ПОЛЬЗУЯСЬ ПРАВОВОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕ ДОВОДИТ ДО ОФОРМЛЕНИЯ В ВВИДЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА ПНООЛР.


Таким образом, субъект малого и среднего предпринимательства обращаясь к "третьим" лицам за расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду: