ПАСПОРТ БЕЗОПАНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА. РЕЕСТР ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ИСТОЧНИКОВ РИСКА, ПРОФИЛЕЙ РИСКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕКТРА ВОЗМОЖНЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА, ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ, ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10 ИЮЛЯ 2021 Г. N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ"
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2021 г. N 1155 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов"
[...]
9. Организации, эксплуатирующие потенциально опасный объект, представляют до 1 декабря 2022 г. сведения, необходимые для формирования и ведения перечня, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
через соответствующие территориальные органы по месту нахождения потенциально опасного объекта или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 6 настоящих Правил.
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 384-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ) С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ ОТ: 2 ИЮЛЯ 2013 Г.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (с изменениями и дополнениями) С изменениями и дополнениями от: 2 июля 2013 г.
[...]
26) уровень ответственности - характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения;
Статья 4. Идентификация зданий и сооружений
[...]
7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
4. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 190-ФЗ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
[...]
Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
[...]
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. 2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок - более чем 250 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10 ИЮЛЯ 2021 Г. N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ"
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2021 г. N 1155 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов"
[...]
11.К сведениям, необходимым для формирования и ведения перечня, относятся:
а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию потенциально опасного объекта;
б) наименование, место нахождения и адрес потенциально опасного объекта, предлагаемая категория опасности потенциально опасного объекта и характеристика критериев отнесения к потенциально опасному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав потенциально опасного объекта, в том числе о зданиях, строениях и сооружениях, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;
в) реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект, либо копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, в том числе земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект;
г) сведения о категориях опасности, ранее присвоенных объекту (при наличии);
д) реквизиты документов, подтверждающих наличие
е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
12. Сведения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, оформляются для каждого потенциально опасного объекта на бумажном носителе и подписываются руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, либо уполномоченным представителем и заверяются печатью (при наличии) или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
13. Организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 6 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
21. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах своих полномочий обеспечивает:
а) внесение потенциально опасных объектов в перечень и исключение указанных объектов из перечня (за исключением потенциально опасных объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 6 настоящих Правил);
б) направление в соответствующие организации, эксплуатирующие потенциально опасный объект, уведомления о внесении потенциально опасного объекта в перечень и постановке его на учет, а также о внесении изменений в сведения, содержащиеся в перечне, либо об исключении потенциально опасного объекта из перечня;
в) ведение перечня и учета потенциально опасных объектов, за исключением потенциально опасных объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 6 настоящих Правил;
6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 14 АВГУСТА 2020 Г. N 1226 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ"
Постановление Правительства РФ от 14 августа 2020 г. N 1226 "Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам"
[...]
2.Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"здание" - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
"здания и сооружения повышенного уровня ответственности" - здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;
"категории опасности потенциально опасных объектов":
потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера;
"объект" - комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
"объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам" - объекты всех форм собственности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;
"сооружение" - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.07.2020 N 248-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Статья 22. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
[...]
1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) , определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2. Под риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
3. Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
4. Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.
5. Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
7. Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации. В этом случае плановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных статьями 61 и 66 настоящего Федерального закона.
8. Федеральным законом о виде контроля могут быть установлены особенности применения системы оценки и управления рисками при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также дополнительные формы независимой оценки соблюдения обязательных требований. В этом случае плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных федеральным законом о виде контроля.
Статья 23. Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований
[...]
"5. При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.
6. При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба)."
7. При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):
- реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;
- предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;
- независимая оценка соблюдения обязательных требований;
- добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;
- заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.
8. Критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля, и обеспечивать возможность контролируемому лицу самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности и (или) принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля к соответствующей категории риска.
9. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.07.2020 N 247-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
[...]
Статья 5. Законность
- 1. Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
9. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ И КАТЕГОРИЙ РИСКА (ВМЕСТЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - УЧАСТНИКАМИ ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМА КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕГОРИЙ РИСКА (КЛАССОВ ОПАСНОСТИ) И КРИТЕРИЕВ РИСКА В ОТНОШЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ИМИ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА (УТВЕРЖДЕНА ПРОТОКОЛОМ ЗАСЕДАНИЯ ПРОЕКТНОГО КОМИТЕТА ОТ 31 МАРТА 2017 Г. N 19(3)
Базовая модель определения критериев и категорий риска (утв. протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 N 19(3)) (вместе с Требованиями к обоснованию предлагаемых федеральными органами исполнительной власти - участниками приоритетной программы Реформа контрольной и надзорной деятельности категорий риска (классов опасности) и критериев риска в отношении осуществляемых ими видов государственного контроля (надзора))
(Утверждена протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19(3)
[...]
1. Определение охраняемых законом ценностей
- В общем виде, риск причинения вреда - это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям различной степени тяжести. Таким образом, риск причинения вреда является произведением вероятности наступления негативных событий на объем потенциального вреда.
- На первом этапе должны быть определены охраняемые законом ценности.
- Охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
- Для каждого вида государственного контроля (надзора) должны быть определены ценности, на защиту которых направлена реализация данных полномочий. При определении охраняемых законом ценностей необходимо стремиться к количественному определению единиц, с помощью которых фиксируется объем причиненного вреда, в том числе нематериального характера (т.е. к измерению причиненного вреда).
2. События, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям (случаи причинения вреда)
- На втором этапе необходимо определить все возможные события, следствием наступления которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.
- Для различных видов контроля (надзора) такие типы событий будут различаться.
- Так, например, в отношении видов государственного контроля (надзора), с преимущественно "технологическими рисками", такими событиями могут стать аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации, пожары, выход из строя оборудования и т.п.
- Для видов государственного контроля (надзора) в финансово-экономической сфере - уклонение от уплаты налогов и сборов, незаконная репатриация финансовых средств за пределы территории Российской Федерации, образование сговоров, картелей, необоснованное ограничение конкуренции и т.п.
- Для видов государственного контроля (надзора), направленных на защиту здоровья и благополучия человека (животных, растений), в том числе направленных на обеспечение благоприятной экологической обстановки - несчастные случаи, отравления, заболевания, эпидемии, экологические катастрофы, в том числе аварии, вследствие которых происходит распространение загрязняющих веществ, и прочие аналогичные негативные инциденты.
- Для каждого вида государственного контроля (надзора) должен быть определен свой перечень событий, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям, произойти случаи причинения вреда.
3. Источники, факторы и профили риска причинения вред
- На третьем этапе необходимо определить условия, обстоятельства и причины, которые приводят к наступлению событий, следствием которых может стать причинение вреда.
- Во-первых, рекомендуется определить источники риска Определение источников риска не является строго обязательным шагом, однако на практике может существенно облегчить последующую идентификацию факторов риска, а также учесть все многообразие потенциальных факторов риска.
- Источники риска - это различные присущие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям характеристики, характеристики их деятельности, используемых ими производственных объектов, а также результатов их деятельности, которые самостоятельно или в комбинации с другими обстоятельствами, в том числе внешними, могут являться причинами или предпосылками осуществления событий, следствием которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.
- Так, например, для ситуации дорожной аварии, источниками риска могут являться техническое состояние автомобиля, состояние дорожного покрытия, природные условия, квалификация и состояние водителя, время суток, соблюдение скоростного режима и т.д. Для ситуации возникновения пожара, источниками риска могут являться технические характеристики зданий, квалификация персонала, ответственного за пожарную безопасность, природные условия и т.д.
- Во-вторых, необходимо идентифицировать максимальное число значимых факторов риска, т.е. конкретизировать условия, при которых ранее определенные источники риска могут стать причиной нанесения вреда.
- Факторы риска - это возникновение или изменение условий для реализации событий, следствием наступления которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.
- Так, например, для ситуации дорожной аварии, факторами риска могут являться плохое техническое состояние автомобиля, наличие повреждений дорожного покрытия, плохие природные условия (сильный туман, проливной дождь), водительский стаж менее полугода, состояние алкогольного опьянения водителя, ночное время суток, превышение скоростного режима более чем на 50 км/ч и т.д.
- При этом факторы риска могут быть как бинарными (исправное/неисправное транспортное средство), так и многофакторными (неисправность тормозной системы, сбой микроэлектроники, испорченные шины, превышение скорости на 5, 10, 20, 50 км/ч и т.п.), что определяется возможностью дифференциации подобных состояний и значимости их на уровень возникающего риска.
- В-третьих, зачастую событие, следствием которого может стать причинение вреда, может быть обусловлено не одним, а несколькими факторами. Поэтому используется такое понятие как "профиль риска".
- Профили риска - это комбинация условий для реализации событий, следствием наступления которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.
- Так, например, для ситуации дорожной аварии, неким "идеальным" профилем риска является выезд неисправного автомобиля, лишенного современных средств пассивной безопасности (ремни безопасности, подушки безопасности и т.п.), на поврежденное дорожное покрытие, в сильный туман, сопровождающейся проливным дождем, водителя, имеющего водительский стаж менее полугода, в состоянии алкогольного опьянения водителя, в ночное время суток, с превышением скоростного режима более чем на 50 км/ч. Профиль риска может состоять из любой комбинации факторов риска, например, профилем риска могут являться следующие условия: водитель, имеющий водительский стаж менее полугода, который едет с превышением скоростного режима на 50 км/ч. Теоретически, число потенциальных профилей риска может определяться числом всех возможных сочетаний факторов риска. В отсутствие достаточной степени информатизации, подобный объем информации может быть избыточным, поэтому при идентификации того или иного числа профилей риска следует руководствоваться принципом разумности.
10. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ РИСКА, ПРОФИЛЕЙ РИСКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕКТРА ВОЗМОЖНЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, СЛЕДСТВИЕМ НАСТУПЛЕНИЯ КОТОРЫХ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДЛЯ ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЕЙ, РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА, ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ НА ОСНОВЕ СВЕДЕНИЙ О СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА), ПОТЕНЦИАЛЬНОМ МАСШТАБЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕРОЯТНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ВЛЕКУЩИХ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА (УЩЕРБА), С УЧЕТОМ СЛОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТАКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ, РАСЧЕТА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО, СОЦИАЛЬНОГО, КОЛЛЕКТИВНОГО РИСКА
- Стандарт Тоталь GS EP SAF 041 :
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков;
- ГОСТ Р 14.09-2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента;
- ГОСТ Р 27.001-2009 Надежность в технике. Система управления надежностью;
- ГОСТ Р 27.004-2009 Надежность в технике. Модели отказов;
- ГОСТ Р 27.202-2012 Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла;
- ГОСТ Р 27.203-2012 Надежность в технике. Управление устареванием;
- ГОСТ Р 27.302-2009 Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей;
- ГОСТ Р 27.403-2009 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля вероятности безотказной работы;
- ГОСТ Р 27.404-2009 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля коэффициента готовности;
- ГОСТ Р 27.601-2011 Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение;
- ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска;
- ГОСТ Р ИСО 13824-2013 Практические аспекты менеджмента риска. Общие принципы оценки риска при проектировании зданий и сооружений;
- ГОСТ Р ИСО 15265-2006 Менеджмент риска. Основы стратегии оценки риска для предупреждения стресса и дискомфорта в термальных рабочих средах;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 16085-2007 Менеджмент риска. Применение в процессах жизненного цикла систем и программного обеспечения;
- ГОСТ Р ИСО 17666-2006 Менеджмент риска. Космические системы;
- ГОСТ Р ИСО 17776-2012 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения;
- ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска;
- ГОСТ Р 51338-99 Безопасность машин. Снижение риска для здоровья от вредных веществ, выделяющихся при эксплуатации машин. Часть 1. Основные положения для изготовителей машин;
- ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения;
- ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты;
- ГОСТ Р 51901.1-2002 Управление надежностью. Анализ риска технологических систем;
- ГОСТ Р 51901.3-2007 (МЭК 60300-2:2004) Менеджмент риска. Руководство по менеджменту надежности;
- ОСТ Р 51901.5-2005 (МЭК 60300-3-1:2003) Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности;
- ГОСТ Р 51901.6-2005 (МЭК 61014:2003) Менеджмент риска. Программа повышения надежности;
- ГОСТ Р 51901.7-2017. Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000
- ГОСТ Р 51901.10-2009/ISO/TS 16732:2005 Менеджмент риска. Процедуры управления пожарным риском на предприятии;
- ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство;
- ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов;
- ГОСТ Р 51901.14-2007 (МЭК 61078:2006) Менеджмент риска. Структурная схема надежности и булевы методы;
- ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов;
- ГОСТ Р 51901.16-2017. Менеджмент риска. Повышение надежности. Статистические критерии и методы оценки
- ГОСТ Р 51901.21-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения
- ГОСТ Р 51901.22-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения
- ГОСТ Р 51901.23-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска
- ГОСТ Р 52806-2007 Менеджмент рисков проектов. Общие положения;
- ГОСТ Р 53195.5-2010 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 5. Меры по снижению риска, методы оценки;
- ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска;
- ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения;
- ГОСТ Р 54134-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Выбросы парниковых газов;
- ГОСТ Р 54135-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг;
- ГОСТ Р 54139-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Изменение климата;
- ГОСТ Р 54140-2010 Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Химические вещества и материалы;
- ГОСТ Р 54141-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов;
- ГОСТ Р 54142-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий;
- ГОСТ Р 54143-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты;
- ГОСТ Р 54144-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов;
- ГОСТ Р 54145-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология
- ГОСТ Р 54257-2010 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования
- ГОСТ Р 54617.1-2011. Менеджмент риска в наноиндустрии. Общие принципы
- ГОСТ Р 54617.2-2011. Менеджмент риска в наноиндустрии. Идентификация опасностей
- ГОСТ Р 55059-2012. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения
- ГОСТ Р 55234.2-2013 Практические аспекты менеджмента риска. Менеджмент биориска;
- ГОСТ Р 55234.3-2013 Практические аспекты менеджмента риска. Процедуры проверки и технического обслуживания оборудования на основе риска;
- ГОСТ Р 55354-2012 Форматы описания и нормирования требований. Система информации о показателях и требованиях к менеджменту рисков;
- ГОСТ Р 55914-2013 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте;
- ГОСТ Р 55980-2014 Управление рисками на железнодорожном транспорте. Классификация опасных событий (вступает в действие с 1 января 2015 года);
- ГОСТ Р 57272.1-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 1. Общие требования
- ГОСТ Р 57272.2-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 2. Применение к новым технологиям
- ГОСТ Р 57272.3-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 3. Применение к новым материалам и продукции
- ГОСТ Р 57272.4-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 4. Применение к новым производствам и производственным сетям
- ГОСТ Р 57272.5-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 5. Анализ обязательных требований
- ГОСТ Р 57272.6-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 6. Взаимосвязь риска с неопределенностью измерений
- ГОСТ Р 57272.7-2016. Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 7. Примеры факторов, влияющих на возникновение риска
- ГОСТ Р 57551-2017. Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем
- ГОСТ Р 57880-2017. Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Электронные изделия. Предотвращение получения, методы обнаружения, сокращение рисков применения и решения по использованию фальсифицированной и контрафактной продукции
- ГОСТ Р 57908-2017. Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски по реализации системы оценки безопасности полетов при обеспечении воздушного движения
- ГОСТ Р 58045-2017. Авиационная техника Менеджмент риска при обеспечении качества на стадиях жизненного цикла. Методы оценки и критерии приемлемости риска
- ГОСТ Р 58050-2017. Техника авиационная менеджмент риска при обеспечении качества на стадиях жизненного цикла. Классификатор областей неопределенности
- ГОСТ Р МЭК 61160-2006 Менеджмент риска. Формальный анализ проекта;
- ГОСТ Р МЭК 62198-2015. Проектный менеджмент. Руководство по применению менеджмента риска при проектировании:
ПЕРЕЧЕНЬ СОБЫТИЙ, ПРИЧИН (ИНЦИДЕНТОВ), ФАКТОРОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В МАТРИЦУ МНОГОМЕРНОГО РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА :
- Перечень событий, причин (инцидентов), факторов риск-ориентированного факторного анализа включенных в "Пакет прикладных программ "Матрица многомерного риск-ориентированного факторного анализа" :
11. МАТРИЦА МНОГОМЕРНОГО РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ИСТОЧНИКОВ РИСКА, ПРОФИЛЕЙ РИСКА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕКТРА ВОЗМОЖНЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА, ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ, ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ, ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ НА ОБЪЕКТАХ ОНВ, ОПО ПО ВСЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВЕРТИКАЛИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ, КОМПАНИИ, ОТ ЕДИНИЦ ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ, ТЕХПРОЦЕССОВ, ПРОИЗВОДСТВ, "ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ" (НК РФ)
- Пакет прикладных программ "Матрица многомерного риск-ориентированного факторного анализа"
применяется :
- для анализа источников риска, профилей риска, определения спектра возможных нежелательных событий, риска причинения вреда, оценки тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, оценке вероятности наступления негативных событий
и входит в состав
ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность"
- для формирования заключения о независимой оценке подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - заключение о соответствии) с формированием полного переченя обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования, обеспечения выполнения ст.5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", ст.8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)" Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- для проведения независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимых организациями, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции (далее - независимый орган инспекции ), в соответствии со ст.54 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", независимыми от Росприроднадзора, МЧС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Роструда, ФМБА России и др. (далее - надзорный орган ) и формирования заключения о независимой оценке подтверждении соблюдения обязательных требований с формированием полного переченя обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования, обеспечения выполнения ст.5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", ст.8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)" Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
- для обеспечения выполнения ст.22 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
[...]
Статья 22. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2. Под риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
3. Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
4. Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.
5. Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
- Пакет прикладных программ "Матрица многомерного риск-ориентированного факторного анализа" входит в состав :
12. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 13.06.1996 N 63-ФЗ. СТАТЬЯ 237. "СОКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СОЗДАЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ"
УК РФ Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
[...]
УК РФ Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией,
(в ред. Федерального закона от 18.03.1999 N 50-ФЗ)
- наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия,
- наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
13. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" ОТ 26.01.1996 N 14-ФЗ
ГК РФ Статья 1065. Предупреждение причинения вреда
[...]
ГК РФ Статья 1065. Предупреждение причинения вреда
1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
14.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2021 Г. N 446-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
|