ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

"ПРОГРАММА "БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО ОПО МН И МНПП НА СТЕПЕНЬ РИСКА АВАРИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. П1. ПРИКАЗ РТН ОТ 07.11.2014 №500" "


СОСТАВ
ПК "РУСЬ" "ПРОГРАММА "БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО ОПО МН И МНПП НА СТЕПЕНЬ РИСКА АВАРИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. П1. ПРИКАЗ РТН ОТ 07.11.2014 №500" ":

1.1.2 Бальная оценка факторов влияния состояния находящихся в эксплуатации МН (МНПП) на степень риска аварии в соответствии с  Проектом РД «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2012 г.

 

Для оценки локальной частоты аварий вводится система классификации и группировки факторов влияния в соответствии с общими причинами аварий, выявляемыми при анализе статистических данных по аварийным отказам. Из статистических данных по авариям на МН (МНПП) выделены пять групп факторов влияния с указанием относительного «вклада» каждой группы Грi (i от 1 до 5) в суммарную статистику аварийных отказов с помощью весового коэффициента ρi. Доля группы ρi определяется, исходя из данных по аварийности на рассматриваемом участке МН (МНПП).

В пределах каждой группы Грi имеется различное количество факторов влияния Ji. Каждый  фактор имеет буквенно-цифровое обозначение Fij, где i – номер группы, j – номер фактора в группе.

Относительный вклад фактора Fij внутри своей группы в изменение интенсивности аварийных отказов на рассматриваемом участке МН (МНПП) учитывается с помощью весового коэффициента (доли) qij.

Балльная оценка факторов влияния состояния МН (МНПП) на степень риска аварии для участков МН (МНПП), находящихся в эксплуатации, определяется в следующим образом:

Из статистических данных по авариям на МН (МНПП) для эксплуатируемых МН (МНПП) рассматриваются следующие группы факторов влияния:

а)         внешние антропогенные воздействия;

б)         коррозия;

в)         природные воздействия;

г)         конструктивно-технологические факторы;

д)         дефекты тела трубы и сварных швов.

Доля группы ρi определяется, исходя из данных по аварийности на рассматриваемом участке МН (МНПП) за последние 5 лет.

Значения коэффициентов ρi приведены в качестве примера в таблице 1, исходя из статистики причин аварий за 2006-2010 гг. по данным Ростехнадзора.

 

Таблица 1 – Весовые коэффициенты (пример)

Обозначение и наименование группы факторов

Доля группы, ri

Гр1

Внешние антропогенные воздействия

0,60

Гр2

Коррозия

0,05

Гр3

Природные воздействия

0,05

Гр4

Конструктивно-технологические факторы

0,10

Гр5

Дефекты тела трубы и сварных швов

0,20

 

Группа 1.  Гр1          Внешние антропогенные воздействия

 

В группу 1 входят внешние по отношению к рассматриваемому МН (МНПП) факторы, приведенные в таблице 2, влияющие на вероятность повреждения МН (МНПП) со стороны третьих лиц.

 

 

Таблица 2 – Факторы группы 1

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе q1j

F11

Минимальная глубина заложения подземного МН (МНПП)

0,4

F12

Уровень антропогенной активности

0,2

F13

Опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти, нефтепродукта

0,4

      Фактор F11 – минимальная глубина заложения подземного МН (МНПП).

В качестве глубины минимального заложения h необходимо рассматривать фактическую толщину слоя грунта над верхней образующей самого мелкозаглубленного отрезка анализируемого участка МН (МНПП), независимо от протяженности этого отрезка. В соответствии со СНиП 2.05.06-85* требуемая минимальная глубина заглубления варьируется в зависимости от диаметра и назначения МН (МНПП), а также от местных грунтовых условий и характера землепользования от 0,6 до 1,1 м от земной поверхности до верхней образующей МН (МНПП) (в среднем h = 0,9 м).

Балльное значение для фактической глубины заложения на сухопутном участке МН (МНПП) рассчитывается по следующим формулам:

B11=0                                             при h ≥1,8;                                        (1)

B11=0,83 × (1,8 - h)                        при 0,6 < h <1,8 ;                             (2)

B11= 1+ 25 × (h - 0,6)2                    при 0 < h <0,6,                                 (3)

где h = hгр + hдоп,

hгр толщина слоя грунта над верхней образующей МН (МНПП), м;

hдоп толщина слоя грунта, м, эквивалентная толщине дополнительного механического защитного покрытия МН (МНПП), определяемая по таблице 3.

 

Таблица 3 Эквивалентная толщина дополнительного механического защитного покрытия МН (МНПП)

Тип и толщина дополнительного покрытия

Эквивалентная толщина слоя грунта,
hдоп, м

Бетонное покрытие толщиной 0,05 м

0,2

Бетонное покрытие толщиной 0,1 м

0,6

Защитный кожух (футляр)

0,6

Железобетонная плита

0,6

Для подводных переходов роль основной защиты от механического повреждения играет глубина заложения МН (МНПП) в донный грунт hгр и дополнительные защитные покрытия (бетонное покрытие на поверхности трубы (наряду с футеровкой) или железобетонная плита над МН (МНПП)). Также важную роль играет глубина водоема, прежде всего, для переходов через судоходные реки, сплавные реки, водоемы активного промышленного рыболовства.

Балльное значение на переходах через водные преграды для комбинации фактической глубины заложения и глубины водоема B11 рассчитывается по формулам:

,                                                (4)

при 0 <(hгр+hдоп) <3,0 м и 0 <hв <5 м;

B11 = 0,                                                                                                         (5)

при (hгр+hдоп)>3,0 м или hв > 5 м,

где hв – фактическая глубина водоема над самым мелкозаглубленным (в грунт) участком перехода, м.

При отсутствии информации о реальном состоянии подводного перехода В11 выбирается равным 6.

 

  Фактор F12 уровень антропогенной активности.

В таблице 4 приведены значения отдельных составляющих фактора F12 и соответствующие им балльные оценки B(m)12 , где m номер составляющей. Итоговая балльная оценка для данного фактора рассчитывается как сумма балльных оценок нижеприведенных пяти составляющих. Если сумма баллов превышает 10, то B12=10.

 

Таблица 4 Уровень антропогенной активности

m

Наименование составляющей m

1

Плотность населения Ннас в среднем в трехкилометровой полосе вдоль трассы

0 <Ннас <50 чел./км2

0,06 × Ннас

Ннас >50 чел./км2

3

2

Активность проведения в охранной зоне МН (МНПП) строительных и др. работ на момент выполнения оценки степени риска аварий (по разрешениям на право проведения работ в охранных зонах)

высокая (указанные работы, как правило, ведутся более трех месяцев в году)

3

умеренная (указанные работы ведутся от одного до трех месяцев в году)

2

низкая (указанные работы носят эпизодический характер)

1

отсутствует (указанные работы никогда не проводились ранее и не проводятся сейчас)

0

3

Наличие МН (МНПП) и других коммуникаций иной ведомственной принадлежности в охранной зоне МН (МНПП)

большое количество (более двух)

2

небольшое количество (не более двух)

0,5

вневедомственные коммуникации отсутствуют

0

4

Наличие участков автомобильных и железных дорог в пределах охранной зоны МН (МНПП)

присутствуют

2

отсутствуют

0

 

Окончание таблицы 4

m

Наименование составляющей m

5

Интенсивность судоходства (только для подводных переходов)

высокая (30 и более судов в сутки)

4

средняя (от пяти до 30 судов в сутки)

2

низкая (менее пяти судов в сутки)

1

река несудоходная

0

 

Фактор F13 опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти (нефтепродукта).

Балльная оценка данного фактора складывается из балльных оценок двух составляющих фактора F13. В том случае если сумма баллов превышает 10, то B13 принимается равным 10.

Сведения об опасности диверсий и врезок приведены в таблице 5.

 

Таблица 5 Опасность диверсий и врезок

m

Наименование составляющей m

1

Несанкционированные «врезки».

На эксплуатируемом участке МН (МНПП), попыток хищения нефти (нефтепродуктов) не фиксировалось

0

На эксплуатируемом участке фиксировались попытки хищения нефти (нефтепродуктов). С целью предотвращения несанкционированных врезок осуществляется патрулирование трассы МН (МНПП)

наземный осмотр трассы выполняется обходчиком ежедневно/воздушный осмотр трассы проводится от двух до пяти раз в неделю

2

наземный осмотр трассы выполняется обходчиком два или три раза в неделю/осмотр трассы с воздуха не проводится

5

наземный осмотр трассы выполняется обходчиком один  раз в неделю/осмотр трассы с воздуха не проводится

8

 

На эксплуатируемом участке фиксировались попытки хищения нефти (нефтепродуктов). На МН (МНПП) установлена автоматизированная система обнаружения врезок (система виброакустического мониторинга, система «Капкан» или иное)

0

На эксплуатируемом участке ранее фиксировались попытки хищения нефти(нефтепродуктов), но меры защиты не принимаются

10

 

Окончание таблицы 5

m

Наименование составляющей m

2

Диверсии на МН (МНПП).

Анализируемый участок МН (МНПП) располагается в Северо-Кавказском федеральном округе (на территории Республики Дагестан, Ингушетии, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, южных районов Ставропольского края)

5

 

 

Группа 2.  ГрКоррозия

                                                                                                       

Данная группа факторов оценивает объективно существующие на трассе условия, способствующие интенсификации почвенной коррозии (коррозионной активности грунтов, обводненности, наличии других подземных металлических сооружений, в том числе токопроводящих), и эффективности пассивной и активной защиты МН (МНПП) от агрессивных коррозионных воздействий. Факторы, входящие в данную группу, приведены в таблице 6.

 

Таблица 6 Факторы группы 2

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе, q2j

F21

Коррозионная активность грунта

0,25

F22

Наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

0,25

F23

Защищенность МН (МНПП) средствами ЭХЗ

0,25

F24

Контроль защищенности МН (МНПП)

0,25

Фактор F21 коррозионная активность грунта.

Коррозионные свойства грунта зависят от его температуры, влажности, пористости, газопроницаемости, содержания солей характеристик, которые интегрированы в удельном сопротивлении грунта ρг. Данные о коррозионной активности грунта для двух составляющих фактора F21 приведены в таблице 7. Балльная оценка данного фактора складывается из балльных оценок двух составляющих. Если сумма баллов превышает 10 (или при отсутствии данных о свойствах грунта), то B21 принимается равным 10.

 

Таблица 7 Коррозионная активность грунта

m

Наименование составляющей m фактора F21 – коррозионная активность грунта

1

Удельное сопротивление грунта rг, Ом × м:

 

 

rг £5;

10

 

5<rг £20;

12-0,4×rг

 

20< rг£100;

5-0,05×rг

 

rг >100

0

2

Кислотность грунта, pH:

 

 

3£ pH £7;

8,75-1,25×pH

 

pH >7

0

Фактор F22 каличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП).

Балльная оценка протяженности зон электрохимического взаимодействия МН (МНПП) с другими металлическими подземными и наземными сооружениями (в том числе электрифицированными), линиями электропередачи рассчитывается как сумма оценок двух составляющих. Если сумма баллов превышает 10, то B22 принимается равным 10.

Сведения о наличии подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП) приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 Наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

m

Наименование составляющей m фактора F22 – наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

1

Количество находящихся в пределах 50 м от трассы металлических сооружений на анализируемом участке

отсутствуют

0

от 1 до 10

3

от 11 до 25

7

более 25

10

2

Наличие энергосистем постоянного и переменного тока

отсутствуют в пределах 50 м от трассы

0

присутствуют, но предусмотрена защита от блуждающих токов

5

присутствуют, защита от блуждающих токов отсутствует

10

Фактор F23 – защищенность МН (МНПП) средствами ЭХЗ.

Балльная оценка данного фактора оценивается по таблице 9.

 

Таблица 9 Защищенность МН (МНПП) средствами ЭХЗ

Наименование фактора F23 – защищенность МН (МНПП) средствами ЭХЗ

Срок ввода ЭХЗ в эксплуатацию на данном участке:

 

а) одновременно с МН (МНПП);

0

б) менее чем через 1 год после начала эксплуатации МН (МНПП);

1

в) через 1-2 года после начала эксплуатации МН (МНПП);

2

г) через 3 и более лет после начала эксплуатации МН (МНПП)

4

Фактор F24 – контроль защищенности МН (МНПП).

Балльная оценка контроля защищенности МН (МНПП) определяется временем τкит (количеством лет), прошедшим с момента проведения последних измерений с помощью выносного электрода. Сведения о контроле защищенности МН (МНПП) приведены в таблице 10.

 

 

Таблица10 Контроль защищенности МН (МНПП)

п/п

Наименование фактора F24 – контроль защищенности МН (МНПП)

B24

1

tкит £5 лет

0,2×tкит2

2

5 <tкит ≤10 лет

tкит

3

tкит >10 лет

10

 

 

Группа 3.  Гр3   Природные воздействия

 

В данной группе рассматриваются факторы влияния, связанные с природными воздействиями механического характера:

а)         повреждения МН (МНПП) при деформациях грунта, происходящих в форме обвалов, оползней, селевых потоков, термокарста, пучения грунта, солифлюкции;

б)         неравномерная осадка МН (МНПП), которая более всего проявляется на наземных узлах разветвленной конфигурации (узлах подключения к НПС), линейной арматуре, камерах пуска и приема очистных устройств, береговых «гребенках» и на примыкающих к ним участках;

в)         размывы траншеи на подводном переходе МН (МНПП), связанные с переформированием русла реки, и повреждения МН (МНПП) от гидродинамического воздействия потока.

Факторы, входящие в группу, приведены в таблице 11.

 

Таблица 11 Факторы группы 3

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе, q3j

F31

Вероятность перемещений грунта

0,2

F32

Несущая способность грунта

0,15

F33

Наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов

0,15

F34

Проведение превентивных мероприятий

0,5

Фактор F31 – вероятность перемещений грунта или размыва подводного перехода.

Балльная оценка определяется в соответствии с вероятностью перемещений грунта или размыва подводного перехода, приведенной в таблице 12. Категории участков МН (МНПП) при переходах через водные преграды принимаются в соответствии с таблицей 13.

 

Таблица 12 –  Вероятность перемещения грунта или размыва подводного перехода

п/п

Наименование фактора F31 – вероятность перемещения грунта

В31

1

Высокая вероятность. Перемещения грунта являются обычным явлением, наблюдаются регулярные сдвиги и разрывы грунта, оползни, оседания, обвалы, пучения. Зоны опасных сейсмических процессов (выше 8 баллов по СП 14.13330.2011), зоны вечной мерзлоты, зоны шахтных разработок, горные районы. Подводный переход относится к типу 3 или 4 по степени опасности размыва

10

2

Средняя вероятность. Топография и типы грунта не исключают возможности перемещений грунта, однако значительные деформации грунта наблюдаются редко. Повреждений или недопустимых изменений положения МН (МНПП) по этой причине не зарегистрировано. Зоны малоопасных сейсмических процессов
(6 или 7 баллов по СП 14.13330.2011). Подводный переход относится к типу 2

5

 

Окончание таблицы 12

п/п

Наименование фактора F31 – вероятность перемещения грунта

В31

3

Низкая вероятность. Перемещения грунта наблюдаются редко. Смещения и повреждения МН (МНПП) практически исключены. Подводный переход относится к  типу 1. Участок МН (МНПП) расположен вне сейсмически опасных зон

1

4

Никаких признаков, указывающих на потенциальную угрозу, связанную с перемещениями грунта, нет

0

5

Информация о возможности перемещений грунта на подводном переходе отсутствует

10

 

Таблица 13 – Классификация подводных переходов по степени опасности размыва дюкера

Тип участка перехода

Характеристика водной преграды

Степень опасности размыва

1

Глубинные переформирования незначительны, МН (МНПП), как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)

Незначительная.

Эксплуатация перехода ведется без осложнений

 

2

Глубинные деформации – до 2 м, плановые – до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов)

Умеренная и умеренно высокая.

Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера

3

Глубинные деформации – до 2 м, плановые – до 100 м (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения МН (МНПП) водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов

Высокая.

 

Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб

4

Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев

Очень высокая.

Строительство подводных МН (МНПП) не рекомендуется

 

Фактор F32 – несущая способность грунта.

Состав грунта определяет его несущую способность, влияющую на устойчивость проектного положения оси МН (МНПП), и, следовательно, на вероятность нарушения целостности МН (МНПП). Чем выше несущая способность грунта, тем устойчивее положение МН (МНПП) и тем меньше вероятность возникновения недопустимых напряжений в стенке трубы, которые могут привести к ее разгерметизации. Балльная оценка проводится по таблице  14.

 

Таблица 14 – Несущая способность грунта

п/п

Наименование фактора F32 – несущая способность грунта

В32

1

Низкая (торфяники – сильно и слаборазложившиеся; зоны болот; пески – пылеватые твердомерзлые и пылеватые с включениями гальки, гравия и валунов; супеси твердомерзлые – мало- и сильно льдистые)

10

2

Средняя (суглинки твердомерзлые-малольдистые и льдистые, суглинки с включениями гравия и гальки)

5

3

Нормальная (глины твердомерзлые – малольдистые и льдистые, глинистые сланцы с кварцевыми жилами, галечниковые грунты и супеси с включениями гравия и гальки)

2

Фактор F33 – наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов.

Фактор учитывает дополнительное влияние, оказываемое наличием на МН (МНПП) тяжелой наземной арматуры, на вероятность возникновения при сезонных колебаниях температуры и неравномерной осадке грунта значительных напряжений и деформаций изгиба участков МН (МНПП), примыкающих к наземным узлам и, следовательно, на вероятность разрушения МН (МНПП). Балльная оценка определяется по таблице 15.

 

Таблица 15 – Наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов

п/п

Наименование фактора F33 – наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов

В33

1

На участке присутствует надземный узел со сложной обвязкой и арматурой без фундамента

10

2

На участке присутствует сложный надземный узел с арматурой на фундаменте, рамная конструкция рассчитана с учетом рекомендаций современных нормативных документов

5

3

На участке присутствует линейная арматура без фундамента

7

4

На участке присутствует линейная арматура на фундаменте

3

5

Надземные сооружения отсутствуют

0

Фактор F34 – проведение превентивных мероприятий.

К превентивным мероприятиям относятся:

а)         меры, обеспечивающие физическую защиту или ослабление напряжений в МН (МНПП): заложение МН (МНПП) ниже глубины деформаций грунта (для подводных переходов ниже предполагаемой глубины размыва), перенос участка трассы, устройство подпорных стенок на косогорах, установка компенсаторов, грунтовая разгрузка МН (МНПП) с помощью устройства параллельных траншей;

б)         меры по изменению свойств грунта, например, осушение грунта с помощью систем дренажа;

в)         проведение мониторинга деформаций грунта и перемещений МН (МНПП).

Балльная оценка зависит от наличия или отсутствия предупредительных мероприятий на анализируемом участке трассы, в случае необходимости их проведения. Балльная оценка рассчитывается как сумма балльных оценок трех составляющих. Сведения о проведении превентивных мероприятий приведены в таблице 16.

 

Таблица 16 – Проведение превентивных мероприятий

m

Наименование составляющей m фактора F34 – проведение превентивных мероприятий

1

Меры по ослаблению напряжений в МН (МНПП)

имели место или не требуются

0

не имели места или неадекватны

2

2

Мероприятия по изменению свойств грунта

проводятся или не требуются

0

не проводятся или проводятся неадекватно

1,5

3

Мониторинг деформаций грунта и перемещений МН (МНПП)

проводится постоянно с помощью, например, инженерно-сейсмометрических станций

0

проводится визуально два раза в год (весной и осенью) с помощью неподвижных реперов на трассе

1

не проводится или проводится редко

3

напряженно-деформированное состояние контролируется с помощью «интеллектуальных вставок»

0

 

 

Группа 4. Гр4   Конструктивно-технологические факторы

 

Данная группа включает факторы, отражающие влияние на вероятность аварии качества основных проектных решений. Здесь оценивается точность учета всех возможных нагрузок и воздействий на МН (МНПП) при расчете его конструкции.

Обозначения и наименования факторов влияния в группе 4 приведены в таблице 17

 

Таблица 17 – Факторы группы 4

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе, q4j

F41

Отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой

0,35

F42

Усталость металла

0,30

F43

Возможность возникновения гидравлических ударов

0,15

F44

Системы телемеханики

0,20

 

Фактор F41 – отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой.

Расчетное значение толщины стенки МН (МНПП) δрасч сравнивается с наименьшим в пределах данного участка фактическим значением толщины стенки δфакт, полученным либо путем измерений, либо вычитанием максимального производственного допуска из номинального значения толщины стенки труб, уложенных на анализируемом участке МН (МНПП). Итоговая балльная оценка рассчитывается через отношение δфактрасч с помощью формул:

В41=22,5-12,5×(dфакт/dрасч)                  при 1,0 £ dфакт/dрасч £1,8;           (6)

В41=0                                                 при dфакт/dрасч>1,8.                     (7)

Фактор F42 – усталость металла.

Циклические изменения напряжений в стенке МН (МНПП) в основном вызываются колебаниями давления перекачиваемой среды, которые в стационарном режиме перекачки обусловлены конструктивными особенностями рабочих органов насосов, а в нестационарном – частичными или полными отказами насосов. Зоны активных динамических нагрузок наблюдаются на расстоянии от 2 до 15 км от НПС вниз по потоку. Кроме того, циклы изменения нагрузок на МН (МНПП) наблюдаются на переходах через автомобильные и железные дороги, а также при перекачке жидкостей с разными плотностями.

Балльная оценка данного фактора базируется на оценке степени «неблагоприятности» комбинации числа циклов нагружения, имевших место за все время эксплуатации анализируемого участка, и амплитуды этой нагрузки, выраженной в процентах от рабочего давления Pраб в МН (МНПП). Данные об амплитуде нагрузки и числе циклов нагружения приведены в таблице 18.

Если на участке выявлено несколько источников циклических напряжений, то за итоговую балльную оценку принимается наибольшая из полученных балльных оценок для каждого участка.

В случае, когда число циклов нагружения и амплитуду перепада давления достоверно оценить невозможно, балльная оценка данного фактора влияния на трехкилометровых участках вблизи НПС принимается равной 9.

 

Таблица 18 – Амплитуда нагрузки и число циклов нагружения

Значение фактора F42 в зависимости от амплитуды нагрузки и числа циклов нагружения

Амплитуда нагрузки, % от Pраб

Число циклов нагружения в течение всего периода эксплуатации

Менее 103

103-104

104-105

105-106

Более 106

100

5,5

6,7

8,0

9,3

10,0

90

4,0

6,0

7,3

8,7

9,3

75

3,4

5,5

6,7

8,0

8,7

50

2,7

4,7

6,0

7,3

8,0

25

2,0

4,0

5,5

6,7

7,3

10

1,4

3,4

4,7

6,0

6,7

5

1,0

2,7

4,0

5,5

6,0

Пример оценки фактора F42 

На участке МН (МНПП) идентифицировано два типа циклической нагрузки:

- первого типа – повышение давления в МН (МНПП) около 50 % от Рраб, вызванное пуском насоса два раза в неделю;

- второго типа – движение транспортных средств по дороге над МН (МНПП), вызывающее повышение давления на 5 % от Рраб частотой не менее 100 транспортных средств в 1 день. Рассматриваемая секция МН (МНПП) эксплуатируется 4 года. Нагрузки от транспортных средств и указанные циклы нагружения насоса происходили с момента ввода участка в эксплуатацию.

Для первого типа циклы нагружения составят: два запуска в неделю x 52 недели х 4 года = 416 циклов.

В таблице 18 выбираем строку, соответствующую амплитуде нагрузке 50 % от Рраб, и столбец, соответствующий числу циклов нагружения менее 103. Балльная оценка для этого источника циклических напряжений В42(1)=2,7.

Для второго типа циклы нагружения составят: 100 транспортных средств в 1 день x 365 дней x 4 года = 146 000 циклов.

В таблице 18 выбираем строку, соответствующую амплитуде нагрузке 5 % от Рраб, и столбец, соответствующий числу циклов нагружения в диапазоне от 104 до 105. Балльная оценка для этого источника циклических напряжений В42(2)=5,5.

Таким образом, за итоговую балльную оценку для данного участка принимаем В42=5,5.

 

Фактор F43 – возможность возникновения гидравлических ударов.

Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварийной ситуации при перекачке жидких сред определяется вероятностью образования волн давления, превышающих рабочее давление в МН (МНПП) Рраб более чем на 10 %. Балльная оценка определяется по таблице 19.

 

Таблица 19 Возможность возникновения гидравлических ударов

п/п

Наименование фактора F43 – возможность возникновения гидравлических ударов

В43

1

Высокая вероятность гидравлических ударов

8

2

Средняя или низкая вероятность гидравлических ударов (параметры и скорость жидкости не исключают возможности возникновения волн давления, но опасности они не представляют, поскольку гасятся соответствующими устройствами: уравнительными резервуарами, предохранительными клапанами, устройствами медленного закрытия запорной арматуры)

4

3

Низкая или нулевая вероятность гидравлических ударов (практически исключена возможность возникновения всплеска давления, превышающего на 10 % Pраб)

0

Фактор F44 – системы телемеханики и автоматики.

Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварии вследствие повышения давления сверх допустимого уровня определяется тем, насколько полно (по охвату эксплуатационного участка), точно (по месту) и оперативно система обеспечивает дистанционное измерение давления в пределах эксплуатируемого участка, обеспечивает ли аварийную сигнализацию по давлению, автоматическое управление системами отключения перекачивающих агрегатов и соответствующей арматуры, включает ли подсистему предотвращения гидроударов.

Сведения о системах телемеханики и автоматики приведены в таблице 20.

 

Таблица 20 – Системы телемеханики и автоматики

п/п

Наименование фактора F44 – системы телемеханики и автоматики

В44

1

Системы телемеханики и автоматики обеспечивают телеизмерение давления на НПС и ЛЧ МН (МНПП) в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию и автоматическое отключение магистральных насосов (остановку перекачки) в случае недопустимого повышения давления. На МН (МНПП) имеются системы гашения ударной волны и системы обнаружения утечек на участках МН (МНПП)

0

2

Системы телемеханики обеспечивают телеизмерение давления в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения линейных запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию технологических параметров

5

 

Группа 5.  Гр5   Дефекты тела трубы и сварных швов

 

В данную группу входят три фактора, отражающие контроль (диагностику) состояния МН (МНПП) с помощью ВИП. Учитываются время, прошедшее после последней диагностики, принятые меры, количество (плотность) и опасность дефектов трубы (гофров, вмятин, потерь металла, расслоений, трещин и др.), обнаруженных с помощью ВИП.

При отсутствии данных о проведении внутритрубной диагностики для участка МН (МНПП), балльную оценку данной группы факторов следует принимать максимальной, т.е. B5 принимается равной 10.

Данные о факторах группы 5 приведены в таблице 21.

 

 

Таблица 21 – Факторы группы 5

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе, q5j

F51

Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы

0,3

F52

Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет на участке трассы

0,2

F53

Диагностика

0,5

Фактор F51 – количество опасных дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы.

Оценка фактора F51, связанного со средним количеством (плотностью) дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года, обнаруженных ВИП на 1 км участка, определяется по таблице .22.

 

Таблица 22 – Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на однокилометровом участке трассы МН (МНПП)

п/п

Наименование фактора F51 – количество дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы

В51

1

Более 10

10

2

От одного до 10

7

 

Окончание таблицы 22

п/п

Наименование фактора F51 – количество дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы

В51

3

От 0,1 до одного

3

4

Менее 0,1

1

5

Дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года не обнаружено

0

Фактор F52 – количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет на участке трассы.

Оценка фактора F52, связанного со средним количеством дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет, обнаруженных ВИП на 1 км участка, определяется по таблице 23.

 

Таблица 23 – Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до
6 лет на участке трассы МН (МНПП)

п/п

Наименование фактора F52 – количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет на участке трассы

В52

1

Более 50

10

2

От 30 до 50

7

3

От 10 до 30

3

4

Менее 10

1

5

Дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет не обнаружено

0

Фактор F53 –диагностика.

Балльная оценка этого фактора определяется в зависимости от количества лет τсн, прошедших со дня последнего пропуска ВИП по одной из формул:

B63= tсн×(1-2×ξ+ ξ /2,3 × tсн)           при tсн £5;                                                     (8)

B63= tсн                                          при 5 <tсн ≤10;                                              (9)

B63= 10                              при tсн >10,                                                 (10)

где ξ – параметр для различных типов ВИП для случаев обнаружения дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет и дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года. Значение коэффициента ξ приведено в таблице 24. 

Если участок МН (МНПП) эксплуатируется с неустраненными дефектами с предельным сроком эксплуатации не более 1 года сверх лимитированного срока, то B53 принимается равным 10.

 

Таблица 24 – Диагностика

Значение коэффициента ξ в зависимости от вида дефектов и типа ВИП

Вид дефекта

«Калипер»

«Ультраскан-WM»

Магнитный дефектоскоп

Ультразву-ковой «CD»

Другие типы

Дефекты с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет

0,1

0,5

0,3

0,5

0,2

 

 

Окончание таблицы  24

Значение коэффициента ξ в зависимости от вида дефектов и типа ВИП

Вид дефекта

«Калипер»

«Ультраскан-WM»

Магнитный дефектоскоп

Ультразву-ковой «CD»

Другие типы

Дефекты с предельным сроком эксплуатации не более 1 года

0,05

0,25

0,15

0,25

0,1

 

 


Пример интерфейса программного модуля:



Пример интерфейса программного модуля:




ЦЕНА И УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ:

Программное обеспечение (ПО) передается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через прямое информационно-технологическое сопровождение в НПП "Авиаинструмент", сделав "Заказ" на необходимую конфигурацию ПК "Русь".

Заказ программного комплекса: Заказать

Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).

ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008г. №3)