ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Функциональная схема вертикально-интегрированной информационной системы сбора, хранения, обработки, анализа информации в области экологической, промышленной безопасности уровня хозяйствующего субъекта, органов управления. Методология сбора и обработки информации, ведение производственного контроля с уровня хозяйствующего субъекта.


Характеристика системы


Введение базы данных о негативном воздействии на окружающую среду, промышленной, экологической безопасности и производственному контролю в текущем режиме времени как по единицам оборудования, так и по технологическим операциям, технологическим процессам, производствам, ведение материальных балансов по технологическим процессам, производствам и т.д. в том числе возможность ведения баз данных уровня хозяйствующего субъекта:


Структурная схема системы сбора, хранения, анализа, обработки информации


Сбор, хранение, анализ информации в области негативного воздействия на окружающую среду, промышленной безопасности, производственного контроля по всей информационной вертикали – органы управления:



Структурная схема системы сбора, обработки, хранения, анализа информации в области охраны окружающей среды, экологической безопасности


Методология сбора, хранения, передачи, обработки, анализа информации в области экологической, промышленной безопасности безопасности, охраны окружающей среды и производственного контроля


Назначение данной методологии и программных продуктов - обеспечение единой информационно - технологической цепочки сбора, хранения, обработки информации в области охраны окружающей среды, экологической и промышленной безопасности, производственного контроля.

Методология сбора, хранения, передачи, обработки, анализа информации в области охраны окружающей среды, экологической и промышленной безопасности, производственного контроля предусматривает реализацию следующих функций:

  • Сбор информации в электронном виде по всей информационной вертикали, с использованием универсального формата обмена данными - XML (Extensible Markup Language)
  • Прием-передача информационных показателей по объектам негативного воздействия в области охраны окружающей среды, экологической безопасности с уровня хозяйствующего субъекта в XML формате, их систематизация и классификация по степени значимости в режиме реального времени
  • Базовый реестр классификаторов в области охраны окружающей среды, экологической безопасности, в т.ч. включающий в себя:
    • Систему общероссийских классификаторов: ОКВЭД, ОКП, ОКАТО и др.
    • Единую систему ведомственных классификаторов
    • Единую систему справочников по всей информационной вертикали
    • Единый реестр документов с формализованными информационными показателями.
  • Проведение процедуры регистрации и выполнения приказа Ростехнадзора №867 о постановке на учет объектов негативного воздействия
  • Постановка на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведение реестра плательщиков в соответствии с приказом Ростехнадзора №545
  • Ведение реестра и баз данных стационарных и передвижных объектов негативного воздействия в соответствии с приказом Ростехнадзора №867
  • Вертикально-интегрированное ведение баз данных источников негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующий субъект – район субъекта РФ – федеральный округ РФ - субъект РФ – Служба РФ
  • Осуществление единовременного первоначального заполнения всех необходимых баз данных о параметрах источников негативного воздействия на окружающую среду с учетом ОКАТО, пространственную их привязку на унифицированную электронную карту, обеспечение последующей ежегодной их актуализации при сдаче хозяйствующими субъектами технических отчетов о неизменности производственных процессов
  • Выполнение работ по определению уровня воздействия того или иного объекта на прилегающие территории различного функционального назначения
  • Установление нормативов допустимого воздействия с учетом всей совокупности источников негативного воздействия расположенных на данной территории
  • Переход к системе динамического нормирования по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных томов ПДВ, с переходом на систему декларации о неизменности технологических процессов с ликвидацией затратной системы разработки бумажных томов ПДВ
  • Переход к системе динамического нормирования по установлению лимитов размещения отходов с учетом вместимости объектов размещения отходов
  • Проверка достоверности представления и обработка информации в области экологической информации по всей информационной вертикали

Кроме того:

  • Контроль за поступлением платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в области обращения с опасными отходами по всей информационной вертикали
  • Контроль за выдачей разрешений на выбросы в атмосферный воздух ЗВ, как по федеральным объектам негативного воздействия, так и по объектам субъектового подчинения, в соответствии с Постановлением Правительства №229 на основании сводных томов ПДВ, лимитов на размещение отходов производства и потребления в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 20 сентября 2007 г. N 643 с учетом сводных объемов на объектах размещения отходов (в динамическом режиме), с учетом вместимости объектов размещения размещаемых отходов, разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты
  • Ведение анализа объемов размещения отходов на объектах размещения в текущем режиме времени
  • Формирование обзорных форм по субъекту РФ для формирования государственного доклада по субъекту РФ по выбросам в атмосферный воздух, образованию и размещению отходов на объектах размещения, по водопотреблению и водоотведению
  • Обеспечение государственного контроля за экологической безопасностью на объектах негативного воздействия
  • Совместимость с любыми программными продуктами
  • Универсальный редактор отчетов
  • Единая методология актуализации программных продуктов и их сопровождения в соответствии с изменениями требований правовых и ведомственных нормативно-методических документов (НМД)
  • Единая методология использования атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов
  • Принцип и единый регламент организации и единая методология системы сбора и обработки информации в электронном виде (первичные данные) 2тп(воздух), 2тп(отходы), 2тп(вода) и др.
  • Возможность актуализации информации в реальном режиме времени
  • Формирование комплексных решений, в т.ч. проведения комплексной оценки экологической безопасности на территориальном уровне, возможность управления экологическими рисками
  • Единый регламент обеспечения безопасности конфиденциальной информации и возможности несанкционированного доступа к базам данных на всех уровнях приема, передачи, хранения
  • Сдача экологической информации в электронном виде с использованием средств криптографической защиты по открытым каналам связи с электронно-цифровой подписью (ЭЦП)

Общие функциональные характеристики


  • Объединение информации по вопросам охраны окружающей среды и экологической, промышленной безопасности, ведения производственного контроля в едином центре – путем передачи данных по коммуникационной сети от структурных подразделений и других точек сбора и накопления информации.
  • Является информационно-аналитической системой по экологической, промышленной безопасности, Государственному учету и контролю источников и объектов негативного воздействия на окружающую среду.
  • Обеспечивает единую информационно-технологическую цепочку ведения баз данных по всей информационной вертикали, включая хозяйствующие субъекты (базы данных поднадзорных предприятий и организаций), объектов негативного воздействия на окружающую среду, информации для обеспечения управления в области охраны окружающей среды и администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду по уровням организационной вертикали:
    • федеральный уровень
    • межрегиональный уровень
    • территориальный уровень
    • хозяйствующий субъект
  • Обеспечивает ведение многоуровневого банка данных о состоянии окружающей среды и экологической безопасности:
    • уровень хозяйствующего субъекта, имеющий сложную вложенную структуру в субъекте РФ;
    • уровень субъекта РФ, в том числе:
      • муниципальный уровень;
      • уровень района, куста районов;
      • уровень Федерального округа;
      • Федеральный уровень
  • Учитывает принципы создания и развития единой системы классификации и кодирования информации в сфере экологической безопасности, природопользования и охраны окружающей среды, соответствует законам РФ и государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, постановлением Правительства №1244-р от 27.09.2004г. "Концепция использования информационных технологий в деятельности Федеральных органов государственной власти до 2010 года", ФЦП "Электронная Россия 2002-2010 г.".
  • Упорядоченный сбор и хранение информации на единой методологической основе с использованием современных информационных технологий.
  • Быстрый доступ к полной информации на всех уровнях управления в области охраны окружающей среды и экологической, промышленной безопасности, ведения производственного контроля.
  • Возможность консолидации данных существующих информационных систем, хранение и единообразное предоставление должностным лицам (в рамках их полномочий) сведений.
  • Информационно-аналитическая система является открытой системой, составляемой из многих самостоятельных блоков.
  • Информационно-аналитическая система соответствует требованиям законодательных и нормативных документов РФ, Положению о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды и ГОСТам, предусмотрена возможность стыковки баз данных с другими компьютерными программами, принятыми в системе природоохранной деятельности РФ, возможность дополнения, изменения параметров и нормативов.
  • Сбор, хранение и предоставления должностным лицам оперативной информации о происшествиях, авариях, чрезвычайных ситуациях, последствиях и принимаемых мерах.
  • Учет и контроль исполнения решений, распоряжений и приказов органов управления по обеспечению экологической безопасности, охраны окружающей среды.
  • Оперативное планирование работ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности и проведению экологической экспертизы.
  • Сбор, хранение и предоставление должностным лицам в рамках их ответственности оперативной отчетности о состоянии дел и выполнении работ по обеспечению экологической безопасности и проведению экологической экспертизы.
  • Предоставление должностным лицам органов управления различных уровней управления отчетов и сведений о поднадзорных организациях, лицензиях, разрешениях, проверках, экспертизах, судебных разбирательствах и пр.
  • Предоставление должностным лицам органов управления, с учетом их полномочий, сведений оперативного управления по подчиненным и смежным отделам управлений.
  • Включает в себя программы накопления информации хозяйствующими субъектами, программы центрального банка данных, программы формирования и передачи массивов данных из банков хозяйствующих субъектов в центральный банк и в обратную сторону в форматах XML.
  • Программы могут включать в себя три уровня программ: программы субъекта, программы района на компьютерах управлений по территории, программы формирования и передачи массивов данных по компьютерной сети из банков управлений по территории в центральный банк на уровне РФ и программы центрального банка.
  • Ведение объектно-ориентированного (локального) контроля выполнения законодательства в области охраны окружающей среды хозяйствующими субъектами.
  • Контроль соблюдения требований законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, утвержденных в установленном порядке стандартов, норм и правил, связанных с использованием и охраной окружающей среды, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации.
  • Обеспечение экологического мониторинга источников антропогенных воздействий на уровне территории.
  • Ведение банка данных о состоянии окружающей среды при недропользовании, при водопользовании, лесопользовании, территорий, инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технологических, технических, организационно-экономических решений.
  • Система оперативного прогнозирования, анализа причин и последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды.
  • Ведение постоянно обновляемых объектно-ориентированных цифровых карт отдельных районов.
  • Ведение кадастров в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
  • Ведение прогноза экологических ситуаций на территории.
  • Обеспечение органов государственного управления, научных и общественных организаций, населения страны оперативной, полной, достоверной информацией о экологической безопасности на территориях и антропогенных воздействиях на окружающую среду.
  • Осуществление инвентаризации и надзора всех объектов негативного воздействия, ведомственных полигонов на территории России по хранению отходов (шламо- и хвостохранилищ, отстойников, накопителей, отвалов, амбаров и т.п.).
  • Формирование Федерального информационного ресурса по всей информационной вертикали власти.
  • Обеспечение конституционного права граждан на достоверную информацию в области экологии и охраны окружающей среды.
  • Функционирование элементов комплекса в выделенных, локальных и глобальных сетях, в т.ч. в сетях Internet с пропускной способностью каналов связи более 256 Кб/с
  • По всем перечисленным общим и более частным, не рассмотренным вопросам, система адаптируется с обеспечением: упорядоченного сбора и хранения информации на единой методологической основе с использованием современных информационных технологий.

Функциональные характеристики


  • Универсальный формат обмена данными XML (Extensible Markup Language) по всей информационной вертикали.
  • Совместимость с другими программными продуктами.
  • Современный редактор отчетов – не требуется стороннего программного обеспечения, по сравнению с прочими решениями.
  • Сведения о поднадзорных предприятиях и организациях.
  • Сведения об опасных производственных объектах, источниках негативного воздействия на окружающую среду и других объектов надзора.
  • Сведения о лицензировании видов деятельности предприятий и организаций.
  • Сведения о выдачи предприятиям и организациям разрешений на выполнение работ и применение технических устройств.
  • Сведения о страховании опасных производственных объектов.
  • Сведения о результатах экспертиз и проверок поднадзорных предприятий и организаций.
  • Обеспечение выполнения постановки на Государственный учет объектов негативного воздействия в соответствии с приказом Ростехнадзора №867 от 24 ноября 2005 г. "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
  • Обеспечение выполнения постановки на Государственный учет источников выбросов в соответствии с постановлением Правительства №373 от 21.04.2000г. "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников".
  • Обеспечение выполнения постановки на Государственный учет объектов негативного воздействия в соответствии с постановлением Правительства №818 от 26.10.2000г. "О порядке ведения государственного кадастра отходов, проведении паспортизации опасных отходов", приказов: №511 от 15.06.2001 г. "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", №786 от 02.12.2002 г. "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", №785 от 02.12.2002 г. "Об утверждении паспорта опасного отхода", Приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
  • Обеспечение выполнения постановки на Государственный учет объектов размещения отходов в соответствии с приказом МПР России №829 от 11.09.2003г. "О введении государственного реестра объектов размещения отходов" (до 24.08.2004 г.).
  • Единая система Единая система актуализации и методология сопровождения программных продуктов в соответствии с изменениями требований правовых и нормативно-методических документов.
  • Единая методология использования атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов.
  • Единый регламент организации и методология сбора и обработки информации в электронном виде в XML формате (первичные данные) 2тп(воздух), 2тп(отходы), 2тп(вода) и др.
  • Распределенная по районам система администрирования платежей от хозяйствующих субъектов, расположенных как в одном районе, так и имеющих структурные подразделения, находящиеся как в различных районах, так и в различных субъектах РФ, имеющие один ИНН, различные ОКПО.
  • Система ведения многоуровневого банка данных (хозяйствующий субъект- территория, город, район, субъект РФ, округ- Ростехнадзор РФ) о влиянии на состояние окружающей среды.
  • Прием-передачу "Исходных сведений об отходе" в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" в XML формате.
  • Формирование и ведение реестра выданных "Свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды" в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов"
  • Ведение кадастра отходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. №818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
  • Контроль за атмосферным воздухом, контроль за водными объектами, за водопотребление и водоотведением, ведения регионального кадастра отходов с учетом Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
  • Выполнение требования ГОСТ Р 51769-2001 в части 5 – создания региональной системы регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации.
  • Выполнение п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов".
  • Обеспечение проверки достоверности представления информации в области обращения с опасными отходами по всей информационной вертикали.
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. №469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
  • Обеспечение выполнения Приказа Ростехнадзора 30.07.2007 г. №517 "Об утверждении формы отчета "1-БФ" "Информация о поступлении доходов в бюджетную систему" и Порядка заполнения формы отчета "1-БФ" территориальными органами Ростехнадзора.
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства от 14 апреля 2007г. №229 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. №183" ("О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".
  • Обеспечение выполнения проверки достоверности предоставляемых данных в области экологической безопасности при землеотводе.
  • Контроль за ведением производственного контроля.
  • Обеспечение выполнения приема –передачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2007 г. Регистрационный N 9725) и в соответствии с описанием XML формата расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду опубликованном на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru
  • Обеспечение выполнения ГОСТ 17.2.3.02-78 " Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями".
  • Обеспечение выполнения Инструкции Госкомэкологии от 11 сентября 1989 г. "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации.
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.02 № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных средств на их соответствие техническим нормативам выбросов".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г № 373 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года № 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха", Венской конвенции по охране озонового слоя 1985 года.
  • Обеспечение выполнения Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 года.
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства РФ от 24.05.1995 г. № 526 "О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 "О регулировании ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства РФ от 05.05.1999 № 490 "Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в РФ", Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года, Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1997 года.
  • Обеспечение многоуровневого ведения системы лицензирования в области обращения с опасными отходами субъект РФ – округ – Ростехнадзор РФ в соответствии с постановлением Правительства о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.
  • Обеспечение выполнения обеспечение выполнения Постановления Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов".
  • Обеспечение выполнения приказа Ростехнадзора №557 от 08.07.2006г. "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
  • Обеспечивает ведение мониторинга источников негативного воздействия, приема-передачи информации результатов количественного химического анализа источников негативного воздействия на окружающую среду в форматах, соответствующих международным стандартам (XML).
  • Обеспечение органов государственного управления, научных и общественных организаций, населения страны оперативной, полной, достоверной информацией о природопользовании и антропогенных воздействиях на окружающую среду.
  • Единый регламент обеспечения безопасности конфиденциальной информации и возможности несанкционированного доступа к базам данных на всех уровнях приема, передачи, хранения.
  • Базы данных нормативных и организационно-распорядительных документов.
  • Систему общероссийских классификаторов ОКВЭД, ОКП, ОКАТО и др.
  • Единую систему ведомственных классификаторов.
  • Единую систему справочников.

Функциональные характеристики системы уровня хозяйствующего субъекта


Реализация методологии сбора и обработки информации уровня хозяйствующего субъекта

  • Единовременное первоначальное заполнение всех необходимых баз данных о негативном воздействии на окружающую среду, видах и параметрах источников негативного воздействия на окружающую среду с учетом их позиционирования (ИНН, ОКПО, ОКАТО и т.д.).
  • Обеспечение последующей актуализации баз данных в текущем режиме времени, по видам (атмосферный воздух, вода, отходы), совокупности источников;
  • Их систематизацию и классификацию.
  • По организационной структуре предприятия (одно- и многоуровневые; имеющие один ИНН, различные ОКПО).
  • По территориальному признаку (расположенные в одном районе, имеющие структурные подразделения, находящиеся в различных районах (субъектах РФ).
  • По географическому сегментированию.

Ведение баз данных по:


Краткие функциональные характеристики системы уровня субъекта РФ:


Реализациия методологии сбора и обработки информации, осуществления государственного учета, надзора, контроля за объектами негативного воздействия уровня территориального, межтерриториального органов управления.

Программное обеспечение предназначено для ведения баз данных в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, в том числе при недропользовании, при водопользовании, при землепользовании, расчет ущерба, риска, аварий, рекультивации, контроля за восстановлением нарушенных земель, объектно-ориентированного территориального мониторинга, ведения кадастра отходов (регионального и федерального каталога отходов (ФККО), реестра объектов размещения отходов, технологий), контроля за выполнением производственного контроля, динамическое нормирование выбросов в атмосферный воздух, динамическое нормирование размещения отходов производства и потребления с учетом возможности принятия полигонами отходов, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, использования атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов, деятельности как Территориальных, так и Федеральных органов управления по всей вертикально – интегрированной информационной вертикали системы сбора, хранения, обработки, анализа информации об охране окружающей среды, экологической безопасности, администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.


В том числе включает:


Функциональные харакеристики:

  • Единая методология первичного учета, сбора, обработки, хранения, передачи информации с уровня субъекта РФ.
  • Возможность проведения единой политики по созданию единого информационного ресурса в области государственного контроля, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, администрирования платежей.
  • Обеспечение органов управления оперативной, полной и достоверной информацией в режиме реального времени.
  • Единовременное, с последующей постоянной актуализацией заполнения всех необходимых баз данных о параметрах источников негативного воздействия на ОС с учетом их привязки на унифицированную электронную цифровую карту для создания единого информационного ресурса.
  • Единая методология использования атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов для выявления новых источников негативного воздействия.
  • Единые информационные показатели, их систематизация и классификация по степени значимости.
  • Единые требования, представления информационных ресурсов и типовых информационных форм в области охраны ОС и платы за негативное влияние.
  • Система архивации и контроля качества первичных данных, защищенной передачи конфиденциальной информации и электронной подписи по открытым каналам связи.
  • Система формирования банков данных проектной документации от природопользователей на уровне субъекта РФ в XML форматах.
  • Контроль за разработкой и сдачей природопользователями проектно-нормативной документации в области природопользования и охраны окружающей среды на территориальном уровне.
  • Cистема электронных планшетов для сбора и обработки информации в области природопользования и охраны окружающей среды в Word, Excel и в ХМL форматах.
  • Сбор информации по информационным формам с уровня юридического лица или индивидуального предпринимателя и обобщение данных на уровне области.
  • Система формирования банков данных о производствах и технологических процессах хозяйствующего субъекта влияющих на окружающую среду.
  • На основании данных от предприятий о производствах и технологических процессах формируется банк данных на уровне Субъекта РФ.
  • Cистема подтверждения неизменности технологических процессов, используемого сырья и технологий хозяйствующего субъекта.
  • На основании технических отчетов ежегодная выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
  • Система обработки и систематизации информации в области природопользования и охраны окружающей среды уровня субъекта РФ.
  • 2-тп (воздух), 2-тп (вода), 2-тп (отходы) Инвентаризация источников выбросов, сбросов, образования отходов Плата за выбросы ЗВ, cбросы, размещение опасных отходов.
  • Cистема формирования единого реестра классификаторов, реестра информационных форм, информационных ресурсов.
  • Система формирования и ведения единого реестра классификаторов, информационных форм, информационных ресурсов.
  • Cистема ведения экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды уровня хозяйствующий субъект - Служба
  • Объектно-ориентированный территориальный мониторинг.
  • Ведение кадастра отходов (регионального и федерального каталога отходов (ФККО), реестра объектов размещения отходов, технологий).
  • Контроль за выполнением производственного контроля.
  • Динамическое нормирование выбросов в атмосферный воздух.
  • Динамическое нормирование размещения отходов производства и потребления с учетом возможности принятия полигонами отходов.
  • Ведение регионального кадастра отходов с учетом Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов".
  • Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Использование атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов.
  • Обеспечение выполнения требований ФЗ № 199-ФЗ от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
  • Обеспечение выполнения Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №229.
  • Возможность проведения расчета платы для: многоуровневого предприятия (объединений, компаний) без ограничения количества подразделений и объектов негативного воздействия.
  • Рассчитать годовую, квартальную плату и прогноз платы на текущий год с учетом и без учета льгот.
  • Рассчитать процентные отчисления от платы в федеральный бюджет, в бюджет субъекта РФ, в местный бюджет.
  • Сформировать плановые, за текущий год, за 1,2,3,4 кварталы текущего года платежи, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствие с формой установленной Приказом Ростехнадзора от 05.04.№2004.
  • Импортировать данные по расчету платы в формате ХМL в программу АС ЭБ для сбора информации на региональном, территориальном уровне и на уровень РФ в управлениях экологического надзора.
  • Возможность проведения расчета по каждому отходу размещаемом (хранение, захоронение) на различных объектах размещения по различным ОКАТО.
  • Проведение расчета по размещению (хранение, захоронение) как при передаче отходов на размещение на других объектах, так и при размещении отходов на собственных объектах размещения (в соответствии с п.5.2 САНПИН 2.1.7.1322-03, в соответствии с "Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 19.10.2007г. №703, зарегистрированным Минюстом РФ 17.01.2008г. №10891, приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 №643 ).
  • Возможность установления льгот по каждому загрязняющему веществу (ЗВ), по каждому отходу с проведением расчета платы.
  • Учитывать при расчете платы коэффициент экологической ситуации как по собственным местам хранения и захоронении, так и другим местам хранения и захоронения.
  • Учитывать при расчете платы возможность передачи отхода в соответствии со ст.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
  • Возможность выгрузки из программы и принятия в электронном виде в формате ХМL разрешений на выброс в атмосферный воздух, разрешений на сброс, лимитов на размещение отходов.
  • Возможность применения при расчете платы за фактические выбросы:
    • методик расчета по выбросам в атмосферный воздух;
    • методик расчета годовых нормативов образования отходов.
  • Совместимость с другими программными продуктами.
  • Собственный редактор отчетов – не требуется стороннего программного обеспечения, по сравнению с прочими решениями.
  • Единая методология использования атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов.
  • Выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:
    • Ввод и печать разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Реализовано в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 07.02.2007 г. №56 и от 19.02.2007 г. №84.
    • Ведение журнала выданных разрешений.
  • Выдача разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты):
    • Ввод и печать разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Реализовано в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 10.07.2006 г. №674 и от 10.07.2006 г. №675.
    • Ведение журнала выданных разрешений.
  • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
    • Ввод и печать документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Реализовано в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 г. №643.
    • Ведение журнала выданных документов.

Экономические механизмы регулирования деятельности по охране окружающей среды, экологической безопасностью, негативному воздействию на окружающую среду


Обеспечение соответствия требованиям действующего законодательства (принципы верификации и валидации)


  • Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.1992 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
  • Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.) (с изменениями от 15 февраля 2000 г.).
  • Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
  • Постановление Правительства РФ №410 от 01.07.2005 "О внесении изменений в приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 №344".
  • Постановление Правительства РФ №609 от 12.10.2005 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"".
  • Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
  • Приказа Министерства финансов РФ от 16.12.04 №116н.
  • Письмо УФК МФ РФ от 30.12.04 №11-1300-01/18-444.
  • Письмо ФНС от 04.02.05 №ММ-6-10/185, Письмо Ростехнадзора от 30.03.05 №04-10/258.
  • Приказ Ростехнадзора от 15.02.05 №96.
  • Приказ Минфина и МНС России от 16.10.03 №94-Н/БГ-3-13/543 (изменения внесены приказом КБК 98нСАЭ -313/23 от 04.11.04).
  • Требований ФЗ № 199-ФЗ от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", с учетом распределения по районам ОКАТО системы администрирования платежей, учета хозяйствующих субъектов, расположенных как в одном районе, так и имеющих структурные подразделения, находящиеся как в различных районах, так и в различных субъектах РФ, имеющие один ИНН, различные ОКПО.
  • Системы ведения многоуровневого банка данных (хозяйствующий субъект- территория, город, район, субъект РФ, округ- Ростехнадзор) системы Государственного учета объектов негативного воздействия на окружающую среду в соответствие с приказом Ростехнадзора №867 от 24 ноября 2005 г. "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
  • Писем Финансового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
  • от 12 февраля 2007 г. N 04-09/170 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
  • Постановления Правительства РФ №632 от 28.08.1992 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
  • Постановления Правительства РФ №344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
  • Постановления Правительства РФ №410 от 01.07.2005 "О внесении изменений в приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 №344".
  • Постановления Правительства РФ №609 от 12.10.2005 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"".

Обеспечение организации и проведения государственной экологической экспертизы


  • Обоснование материалов на получение лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, в части материалов обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; осуществлению лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов с учетом статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 5 февраля, 19 июля 2007 г.).
  • Контроль за выполнением:
    • Постановления Правительства РФ №818 от 26.10.2000 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и паспортизации опасных отходов";
    • Постановления Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов";
    • Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г.№ 401;
    • ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения";
    • Постановления Правительства РФ №461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
    • ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения";
    • ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Экологический паспорт природопользователя";
    • ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения".

Обеспечение ведения государственного экологического контроля


Обеспечение система мониторинга за объектами негативного воздействия.


Осуществление ведения баз данных:

  • Мониторинг за состоянием окружающей среды на предприятиях и в зоне их влияния
  • Организации, осуществляющие контроль за состоянием окружающей среды
  • Область аккредитации
  • Основные сведения
  • Методики
  • Оборудование
  • Стандартные образцы
  • Средства измерения

Обеспечение организации и контроля за осуществлением ведения производственного экологического контроля на объектах негативного воздействия, за экологической, промышленной безопасностью предприятий и территорий


Осуществление контроля за ведением производственного экологического контроля:

  • контроль за соблюдением природопользователем установленных нормативов воздействий на окружающую среду и лимитов размещения отходов;
  • учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от природопользователя;
  • обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду, устанавливаемых для природопользователя;
  • контроль за выполнением природоохранных планов и мероприятий природопользователя, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
  • контроль за соблюдением нормативов использования природных ресурсов и учет эффективности их использования;
  • контроль за соблюдением правил обращения с опасными и вредными химическими веществами, опасными отходами, биопрепаратами;
  • контроль за стабильностью и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений;
  • контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала;
  • контроль осуществляемый инструментальными методами в зоне влияния.

Источниками образования отходов, в том числе по производствам, цехам, участкам, технологическим процессам и по отдельным технологическим стадиям производства, в том числе по:

  • источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • источникам сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
  • источникам сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети;
  • водоотведения;
  • источникам воздействий вредных физических факторов и полей;
  • системам очистки сточных вод;
  • системам очистки отходящих газов;
  • системам повторного и оборотного водоснабжения;
  • системам рециклирования сырья, реагентов и материалов;
  • объектам размещения и обезвреживания отходов;
  • объектам негативного воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны;
  • системам для предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду;
  • оперативный контроль за особо крупными и опасными объектами;
  • формирование планов комплексных проверок соблюдения промышленной и экологической;
  • безопасности на опасных производственных объектах;
  • комплексная оценка состояния ОС;
  • формирование планов предотвращения и ликвидации последствий ЧС;
  • мониторинг результатов проведения восстановительных работ.

Система контроля за ЧС природного и техногенного характера


  • Вертикально-интегрированная система контроля и мониторинга ЧС природного и техногенного характера на территориях субъектов РФ, учет негативного воздействия на окружающую среду.
  • Информационная система оценки риска аварий на магистральных нефтепроводах и водоводах.
  • Информационная система контроля за ЧС на территории субъекта РФ, прием-передача данных в ХМL формате.
  • Информационная система определения ущерба окружающей среде, сбора, хранения, обработки и анализа при ЧС.
  • Система контроля выполнения противоаварийных мероприятий хозяйствующими субъектами.
  • Контроль за противоаварийными мероприятиями на опасных объектах со стороны территориальных природоохранных органов.
  • Информационная система контроля за загрязнением и реабилитацией загрязненных земель.
  • Информационная система контроля за рекультивацией нарушенных земель.

Геоинформационно-аналитическая система


Обеспечение ведения баз данных по:

  • объектам природопользования
  • объектам негативного воздействия на ОС
  • динамическое установление уровня антропогенной нагрузки
  • контроля выполнения противоаварийных мероприятий
  • формирование и ведение государственных кадастров, реестров и каталогов
  • формирование банков данных по технологиям использования, обезвреживания отходов
  • инвентаризации и ведения баз данных на территориальном уровне
  • данные по движению опасных отходов, в т.ч. трансграничное перемещение
  • мониторинг деятельности органов управления
  • формирование ключевых показателей направлений деятельности органов управления