ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИКАЗА МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2010Г. №30 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ)", ПРИКАЗА МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2010Г. №50 "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 24 ИЮНЯ 1998Г. №89-ФЗ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ", САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВИЛАМ И НОРМАТИВОВ 2.1.7.1322-03 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ" (САНПИН 2.1.7.1322-03)

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (как от стационарных, так и от передвижных источников) и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие такого рода негативное воздействие.



ПРИКАЗ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2010г. №30 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ)"

"3. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

4. Отчетный период составляет один календарный год.

В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства.

6. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора."

16. Ростехнадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования.

Комментарии:

1. В связи с отсутствием открытой программы отчетность в нарушении Приказа Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", зарегистрированном в Минюсте требование предоставления отчетности малым и средним предпринимательством в Росприроднадзор на магнитном носителе выполнен быть не может.

2. Письмо Ростехнадзора № 00-07-12/3116 от 22 июня 2010 года

"Часто задаваемые вопросы при предоставлении субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" о не предоставлении отчетности на магнитном носителе не является нормативно-правовым документом.


Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"

"7. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

8. Отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4) приложения.

9. Общие сведения включают:

а) для юридических лиц: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; телефон, факс, электронная почта; код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

б) для индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; телефон, факс, электронная почта; код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

10. Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период включает данные о массах (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов, накопленных (на последний день отчетного периода) отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности.


ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

"Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования"


Данные о массах отходов, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой

  • по массам отходов, направленных на использование,
  • на обезвреживание,
  • на хранение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности), на захоронение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности).

Данные о массах отходов, полученных от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение, на захоронение.

Данные о массах отходов, направленных на хранение на собственных объектах хранения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

Данные о массах отходов, направленных на захоронение на собственных объектах захоронения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на захоронение, и по массам отходов, полученных (в форме принятых) на захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

С одной стороны:


Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

"п. 2 …….Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности)."


С другой стороны:


Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

"10. Территориальные органы Ростехнадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов."


"5. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Ростехнадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации**.

Массы (объемы) отходов, предназначенных для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в лимиты на размещение отходов не включаются."


При этом:


ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.),от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

"Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования."


Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

хранение отходов: режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003г. №80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанП и Н 2.1.7.1322-03"

п.2.5 Различают следующие основные способы складирования:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, в резервуарах и др.);
  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
  • складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконниках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03)

3.1. Временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

3.2. Временное складирование отходов производства и потребления допускается:

  • на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
  • на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
  • на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
  • на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

3.3. Временное хранение отходов на производственной территории предназначается:

  • для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;
  • для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.

3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах.

3.10. Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

3.11. При наличии в составе отходов разного класса опасности расчет предельного их количества для единовременного хранения должен определяться наличием и удельным содержанием наиболее опасных веществ (1 - 2 класса).

3.12. Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

4.11. Размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.

4.12. Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.


Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03)

Приложение
(справочное)


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)


Предельное количество отходов при их открытом хранении может быть установлено эмпирически по мере накопления массы отходов. В точках замеров определяются концентрации всех вредных веществ, подлежащих контролю, с последующим построением линии регрессии у(М), где Yi - сумма отношений концентрации вредных веществ Ci к соответствующим ПДКi

М - масса отходов, определяемая по графику продолжением линии регрессии до ее пересечения с прямой, параллельной оси абсцисс и проходящей через точку Y = 0,3.

Найденная эмпирическая зависимость позволяет осуществить прогноз выделения вредных веществ в воздух и ограничить М величиной Мх, соответствующей пересечению линии регрессии с прямой, параллельной оси абсцисс:

Пример расчета: На территории предприятия на площадке временного хранения находятся твердые отходы цеха гальванопокрытий в количестве 60 кг, содержащие этилендиамин. Требуется определить предельное количество отходов, допустимое для временного хранения.

Расчет: ПДК этилендиамина в воздухе рабочей зоны = 2 мг/м3, 0,3 ПДК = 0,6 мг/м3.

Результаты анализа воздуха на высоте до 2,0 м над массой отходов, мг/м3: 0,4; 0,6; 1,0; 0,2; 1; 0.

Средневзвешенная величина Ci = 0,64

Таким образом, хранимое количество отходов является предельным и подлежит немедленному вывозу.


Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"

11. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, включают наименования таких юридических лиц или фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) таких индивидуальных предпринимателей, данные о переданных им отходах, с указанием:

мест нахождения или мест жительства и их кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

даты выдачи и номера документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (при передаче отходов I - IV класса опасности);

даты и номера договора о передаче отходов;

данные о массах (в тоннах) переданных отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности, цели передачи (использование, обезвреживание, размещение).

12. Приложения к Отчетности включают:

1) копию документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности - в случае осуществления отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов I - IV класса опасности. Копия документа, подтверждающего наличие лицензии, заверяется печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства;

2) копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам. Копии указанных договоров и актов заверяются печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства;

3) копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

4) копии документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I - IV класса опасности. Копии указанных документов, подтверждающих наличие лицензий, заверяются печатями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I - IV класса опасности.

13. Отчетность должна быть прошита, скреплена печатью и подписью руководителя отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя). Страницы Отчетности должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.

14. Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Ростехнадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Комментарии:

1. Хотели как лучше, получилось как всегда.

2. Отчетность, представляемая отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства стала на порядок сложнее, чем если бы малый и средний предприниматель разработал проект ПНООЛР, получил лимит на 5 лет и ежегодно подтверждал неизменность производственного процесса, отчитываясь Техническим отчетом в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2008г. Регистрационный №10891)

3. В соответствии с Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 субъект малого и среднего предпринимательства должен отчитаться за:

"Данные о массах отходов, направленных на хранение на собственных объектах хранения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

Данные о массах отходов, направленных на захоронение на собственных объектах захоронения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на захоронение, и по массам отходов, полученных на захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности".

Обращаем внимание на то, что если на промплощадке находится, например, 10 мест хранения, причем по каждому месту в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено предельное накопление с периодичностью вывоза накопленного отхода по каждому месту хранения (объекту размещения), то в течение календарного года через каждое место пройдет, направлено различное количество отходов.

Например, по каждому месту хранения установлен лимит на хранение 1 тонна.

Периодичность вывоза, по мере накопления, 2 раза в неделю. Субъектом предпринимательства на места хранения в течении года было направлено, например, 1000 тонн. При этом он укладывался в нормативы накопления, выполнял СанПиН 2.1.7.1322-03.

Субъект предпринимательства выполнял СанПиН 2.1.7.1322-03, на конец отчетного периода передавал отходы на захоронение и при наличии ПНООЛР, лимита на 5 лет, платил бы только за захоронение в пределах лимита.

По приказу №30 размещение (хранение) отходов на промплощадке обезличилось.

При этом исчезло понятие накопление отходов. В результате субъект малого и среднего предпринимательства формально затратив уйму времени, нервов, загрузив работой сотрудников Росприроднадзоров в конечном итоге не сможет получить лимит на хранение (размещение) в соответствии с нормативно-правовыми документами и будет за все отходы 1000 тонн "направленные на хранение" будет платить пятикрату.

Сотрудники Росприроднадзора, затратив уйму времени, нервов на прием отчетности в конечном счете из закрытой программы, размещенной на сервере Росприроднадзора РФ или на сервере неизвестной никому организации, возможно, где-нибудь за рубежом, не смогут выдать субъекту предпринимательства лимит в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ (Программа является закрытой).


ПИСЬМО РОСТЕХНАДЗОРА № 00-07-12/3116 ОТ 22 ИЮНЯ 2010 ГОДА
"ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОТЧЕТНОСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ"

"8. Учёт Отчетности при взимании платы за размещение отходов.

Как учитывается Отчетность при взимании платы за размещение отходов?

В случае отсутствия у юридического лица разрешительного документа на размещение отходов (установленных лимитов на размещение отходов), плата за всю массу размещаемых отходов исчисляется в соответствии с п. 6 Порядка исчисления платыс применением пятикратного повышающего коэффициента.

Необходимость наличия соответствующего разрешительного документа установлена п. 1 ст. 18 Закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение независимо от их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с действующим порядком утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461, лимиты на размещение отходов утверждаются на основании представленного в уполномоченный орган заявления с приложением документов, в том числе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Одновременно, в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают ПНООЛР, но представляют в уполномоченные органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок определения лимитов на размещение отходов на основании отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке предусмотрен абзацем 3 пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, который вступит в силу после отмены постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461.

Вплоть до вступления в силу приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 и отмены постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000г. № 461, указанное постановление сохраняет юридическую силу и подлежит применению.

Таким образом, с момента вступления в силу приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.

До указанного момента, плата за размещение отходов в отсутствии установленных лимитов взимается с пятикратным повышающим коэффициентом вне зависимости от подачи Отчетности."


ПРИКАЗ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2010Г. №50 "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ"

2. "….Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации*.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".

5. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Ростехнадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации**.

Массы (объемы) отходов, предназначенных для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в лимиты на размещение отходов не включаются.

10. ...Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.

11. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Ростехнадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Ростехнадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления."


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28 АВГУСТА 1992Г. №632 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ И ЕЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВИДЫ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1994Г., 14 ИЮНЯ 2001Г.)

"2. Устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

4. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

5. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка."


САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ 2.1.7.1322-03 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ" (САНПИН 2.1.7.1322-03)

2.2. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

2.5. Различают следующие основные способы складирования:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);
  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
  • складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

3.1. Временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

3.2. Временное складирование отходов производства и потребления допускается:

  • на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
  • на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
  • на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
  • на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

3.3. Временное хранение отходов на производственной территории предназначается:

  • для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;
  • для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.

3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;

3.10. Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

3.11. При наличии в составе отходов разного класса опасности расчет предельного их количества для единовременного хранения должен определяться наличием и удельным содержанием наиболее опасных веществ (1 - 2 класса).

3.12. Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

4.11. Размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.

4.12. Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

Приложение
(справочное)


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)


Предельное количество отходов при их открытом хранении может быть установлено эмпирически по мере накопления массы отходов. В точках замеров определяются концентрации всех вредных веществ, подлежащих контролю, с последующим построением линии регрессии у(М), где Yi - сумма отношений концентрации вредных веществ Ci к соответствующим ПДКi

М - масса отходов, определяемая по графику продолжением линии регрессии до ее пересечения с прямой, параллельной оси абсцисс и проходящей через точку Y = 0,3.

Найденная эмпирическая зависимость позволяет осуществить прогноз выделения вредных веществ в воздух и ограничить М величиной Мх, соответствующей пересечению линии регрессии с прямой, параллельной оси абсцисс:

Пример расчета: На территории предприятия на площадке временного хранения находятся твердые отходы цеха гальванопокрытий в количестве 60 кг, содержащие этилендиамин. Требуется определить предельное количество отходов, допустимое для временного хранения.

Расчет: ПДК этилендиамина в воздухе рабочей зоны = 2 мг/м3, 0,3 ПДК = 0,6 мг/м3.

Результаты анализа воздуха на высоте до 2,0 м над массой отходов, мг/м3: 0,4; 0,6; 1,0; 0,2; 1; 0.

Средневзвешенная величина Ci = 0,64

Таким образом, хранимое количество отходов является предельным и подлежит немедленному вывозу.


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОТХОДЫ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

Отходы - остатки сырья, остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства

Базельская конвенция
ФЗ от 25.11.1994 №49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции. О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением"

Отход - вещество или предмет, подлежащий удалению в соответствии с национальным законодательством

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

Отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Примечание - Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе, - потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.),от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (абзац признать утратившим силу в соответствии с ФЗ-309 от 30.12.2008г.)

Базельская конвенция
ФЗ от 25.11.1994г. №49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции. О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением"

Опасный отход - отход, обладающий опасными свойствами (перечень которых приведен в тексте конвенции)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

Опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.



ПАСПОРТ ОТХОДА

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

паспорт опасности отходов - информационно-нормативный машинно-ориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

технический паспорт отходов: информационно-нормативный машинно-ориентированный документ, в котором представлены основные характеристики конкретных отходов, определяющие современную инфраструктуру работ, безопасность и ресурсосбережение при обращении с ним.
Примечание - Технический паспорт отходов содержит следующие сведения:

  • происхождение и агрегатное состояние отходов;
  • физико-химические, в том числе опасные свойства отходов для здоровья людей и окружающей среды, улучшение показателей ресурсосбережения при утилизации отхода как товарного продукта, другие аналитические данные, полученные из справочных, экспериментальных и других источников;
  • нормативно-методическое обеспечение обращения с отходами;
  • направления ликвидации отходов с учетом опасной и ресурсной составляющих.



ОТХОДЫ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)
Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 4.1. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.

ФЗ от 29 декабря 2000 года № 169-ФЗ
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению (введена Федеральным законом от 29.12.2000г. №169-ФЗ)

1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.



ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.



РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.



ОБЪЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

полигон захоронения отходов: Ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Примечание — См. также СанПиН 2.1.7.722

хранилище отходов - сооружение, предназначенное для хранения отходов.

несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

отвал - искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов (ГОСТ 17.5.1.01).

отстойник - бассейн или резервуар, предназначенный для очистки жидкостей при постепенном отделении примесей, выпадающих в осадок.

свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

могильник отходов - сооружение для бессрочного захоронения отходов, предусматривающее систему защиты окружающей среды (на основе ГОСТ 17606).
Примечание — Как правило, захоронению подлежат опасные отходы.



ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

хранение отходов: режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003г. №80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанП и Н 2.1.7.1322-03"
п.2.5 Различают следующие основные способы складирования:

временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, в резервуарах и др.);

временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконниках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

НАКОПЛЕНИЕ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.



СБОР ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.



ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.



ЗАХОРОНЕНИЕ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.



ЛИМИТ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

лимит размещения отходов - предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.



ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ОТХОДОВ (ОБЪЕКТОВ):

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

4.2.9 Хранение объектов и отходов (8-й этап) должно быть открытым способом, под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

4.2.10 Вторым подэтапом 9-го этапа технологического цикла ликвидации опасных и других отходов является их безопасное размещение на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов угрожает здоровью и жизни людей и окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении опасных и других отходов следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых ("вторая геология").



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, УТИЛИЗАЦИЯ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. №169-ФЗ, от 10.01.2003г. №15-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 09.05.2005г. №45-ФЗ, от 18.12.2006г. №232-ФЗ, от 30.12.2008г. №309-ФЗ)

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. №607-ст)

использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.
Примечания

  1. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо, — после соответствующей обработки).
  2. Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

утилизация отходов - Деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
Примечание — В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.

обезвреживание отходов - обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижения ее уровня до допустимого значения.