ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОР) ОТ 11.03.2011Г. №ВК-08-02-36/2560


1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 11.03.2011г. №ВК-08-02-36/2560

"О заполнении форм разрешений
на выбросы загрязняющих веществ"


"В связи с многочисленными обращениями предприятий, организаций и территориальных органов Росприроднадзора по вопросу заполнения формы разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сообщаем следующее.

Поскольку положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, и рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия, утвержденными Госкомгидрометом СССР от 28.08.1987, поквартальная разбивка нормативов выбросов загрязняющих веществ не предусмотрена, а новый порядок по установлению нормативов выбросов, предусматривающий порядок определения объемов ежеквартальных выбросов, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации до настоящего времени не утвержден, форму разрешений на выбросы, загрязняющих веществ в атмосферу необходимо, до утверждения нового порядка, заполнять без поквартальной разбивки нормативов выбросов.

В.В.Кириллов

Брылев Сергей Николаевич
(499) 254-2853, вн. 1064"





2. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000г. №183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (с изменениями от 14 апреля 2007 г.)


"1. Настоящее Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.

5. При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, утверждаемые Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

8. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

9. Предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, о предельно допустимых и временно согласованных выбросах, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

10. Форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору."



3. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий, 1987 г.


"1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80, ОНД-86 (3-5) с учетом требований (6-10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств.

1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов.

3.8.4. Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту заносят в таблицы 3.3, 3.6.


Примечание. Если в воздухе города (населенного пункта) концентрация загрязняющих веществ, создаваемая предприятием с учетом фона, не превышает ПДК, нормативы ПДВ для предприятия устанавливаются на уровне фактических выбросов при отсутствии других замечаний по природоохранной деятельности со стороны органов Госкомприроды СССР.



4. ГОСТ 17.2.3.02-78 "Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями"


"1. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Установление значения ПДВ, как количества вредных веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу времени, производят на основе методов расчета ПДВ в атмосферу, утвержденных. Госстроем СССР."



5. Приказ Минприроды России от 20 мая 2010г. №173 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года №288"


"В соответствии с пунктом 15 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005г. №679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №47, ст. 4933; 2007, №50, ст. 6285; 2008, №18, ст. 2063; 2009, №41, ст. 4765), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008г. №404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №22, ст. 2581; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; №49, ст. 5976; 2010, №5, ст. 538; №14, ст. 1656), приказываю:

1. Внести изменения в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008г. №288 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный №12741), согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать не подлежащим применению приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2007 года N 56 "Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 марта 2007 г., регистрационный №9108).

Министр                                                                                                                        Ю.П. Трутнев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2010г.
Регистрационный №18505"


6. Таким образом, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 11.03.2011г. №ВК-08-02-36/2560, не соответствует:

  • Постановлению Правительства РФ от 2 марта 2000г. №183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (с изменениями от 14 апреля 2007 г.)
  • Рекомендациям по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий, 1987 г.
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 "Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями"
  • Письмо не зарегистрированное в Минюсте. "рекомендует" заполнять без поквартальной разбивки нормативов выбросов.
  • Отсутствует форма разрешения на выброс.
  • В письме отсутствует указание на "применение", "неприменение" Приказа Минприроды России от 20 мая 2010г. №173
  • В письме отсутствует указание на "применение", "неприменение" формы разрешения, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2007 года №56 и отмененной Приказом Минприроды России от 20 мая 2010г. №173 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2010г. Регистрационный №18505)


7. Приказ Минприроды России от 20 мая 2010г. №173 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года №288" соответствует:

  • Постановлению Правительства РФ от 2 марта 2000г. №183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (с изменениями от 14 апреля 2007 г.)
  • Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий, 1987 г.
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 "Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями"
  • Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 сентября 2010г. Регистрационный №18505

8. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ЧТО:

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 11.03.2011г. №ВК-08-02-36/2560 – внутреннее письмо Росприроднадзора.
  • Приказ Минприроды России от 20 мая 2010г. №173 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года №288" - Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 сентября 2010г. Регистрационный №18505.

9. Рекомендуем хозяствующим субъектам выполнять Приказ Минприроды России от 20 мая 2010г. №173 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года №288" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 сентября 2010г. Регистрационный №18505) не усложнять себе жизнь:


10. ПОВТОРНО ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ЧТО:

  • ПОСЛЕ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ЗВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ С ПОКВАРТАЛЬНОЙ ЗАЯВКОЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ №173, ПРОБЛЕМА ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС – ПРОБЛЕМА РОСПРИРОДНАДЗОРА
  • РЕКОМЕНДУЕМ НЕ БРАТЬ ПРОБЛЕМУ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ С ПОКВАРТАЛЬНЫМ НОРМИРОВАНИЕМ ПО КАЖДОМУ ИСТОЧНИКУ И ПО КАЖДОМУ ЗВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ №173 РОСПРИРОДНАДЗОРА НА СЕБЯ