ФЗ №102-ФЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ"
ГИАС "ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ" ВЕРСИЯ 2.2.17, ПП "РУСЬ" ВЕРСИЯ 4.2.17

В связи с опубликованием приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2008 N 182 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" и его вступлением в силу ООО НПП "Авиаинструмент" 12 июня 2008 г. было проведено обновление ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.16 и ПП "Русь" версия 4.2.16

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время готовится версия программ ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.17 и ПП "Русь" версия 4.2.17 в которые будут включены разделы выполнения системы производственного и территориального экологического мониторинга, включая возможность работы с ГИС системами, ведения протоколов аналитического контроля, приема данных замеров ЗВ с аналоговых приборов в текущем режиме времени:

Мониторинг промплощадки объекта негативного воздействия:

  • Мониторинг атмосферного воздуха
    • Контроль за содержанием ЗВ в ГВС
    • Воздух промышленной зоны
  • Мониторинг поверхностных и сточных вод
    • Качество воды источников водоснабжения
    • Локальные очистные сооружения
    • Качество сточных вод
    • Качество воды поверхностных водоприемников
    • Снеговой покров
  • Мониторинг почвы
    • Перечень объектов контроля почвы
Мониторинг территории зоны воздействия объекта негативного воздействия
  • Мониторинг атмосферного воздуха
    • Мониторинг ЗВ на границе СЗЗ и в жилой зоне
  • Мониторинг водной среды
    • Наблюдение за поверхностными водными объектами
    • Наблюдение за подземными водами
    • Донные отложения
    • Снеговой покров
  • Мониторинг почвы
    • Перечень объектов контроля почвы
Мониторинг объектов размещения отходов
  • Объекты захоронения и хранения

В ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.17 и ПП "Русь" версия 4.2.17 также будут включены блоки "Промбезопасность" с возможностью разработки деклараций промбезопасности, оценки рисков, ущербов, работа к картографической информацией по зонам загрязнения и поражения.

При этом обращаем Ваше внимание на то, что в ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.16 были включены предложения ряда УТЭНов и субъектов РФ по формированию в блоке "Администрирование платы" различных форм по субъекту РФ, муниципальным образованиям, а также прием в ХМL формате расчетов платы как по приказу Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года №204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", так и по приказу Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

В связи с появлением в различных журналах различных статей с комментариями по выполнению приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182, написанных как должностными лицами Ростехнадзора, так и различными авторами произвольных трактовок терминов и определений установленных Федеральными законами, постановлениями Правительства, ГОСТами при котором авторы "рекомендуют" складывать лимит на захоронение с лимитом на хранение, повторно обращаем Ваше внимание на то, что если в соответствии с утвержденной формой по установлению лимитов на размещение отходов приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643, лимит выдается как на "Передача отходов на размещение" (хранение, захоронение на общегородских и других объектах размещения отходов), так и на "Размещение отходов на собственных объектах размещения" (хранение, захоронение на собственных объектах размещения) по каждому виду отхода и расположен в горизонтальной строке, в том числе вплоть до объектов размещения (мест хранения) с указанием их инвентарных номеров, то в приказе Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 данный лимит расположен в графе 6 "Установленный лимит на размещение отходов" вертикально. Т.е. графы 8-21 горизонтальной строки в соответствии формой утвержденной приказом Ростехнадзора от 20 сентября 2007 г. №643 расположены в вертикальной графе 6 формы утвержденной приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Поэтому в графе 6 должен быть указан:

  • лимит на захоронение на общегородских и других объектах размещения отходов не принадлежащих юридическому лицу (т/год),
  • лимит на хранение на общегородских и других объектах размещения отходов не принадлежащих юридическому лицу (т),
  • лимит на захоронение на собственных объектах размещения отходов принадлежащих юридическому лицу (т/год),
  • лимит на хранение на собственных объектах размещения отходов принадлежащих юридическому лицу (т).

При этом, если лимит на захоронение имеет накопительную систему в течение календарного года и может полностью быть использован юридическим лицом в любое текущее время в течение календарного года с момента начала действия лимита, с последующим сверхлимитным захоронением (лимит на захоронение не может превышать годового объема образования отходов), то лимит же на хранение по промплощадке (объекту негативного воздействия) имеет статическую (постоянную) величину и выдается на каждый объект размещения (хранения) в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03. Т.е. если просуммировать в любой момент времени величину установленного лимита на хранение по каждому виду отхода в тоннах (т) по каждому месту хранения (объекту размещения), имеющих соответствующие инвентарные номера в соответствии с формой по установлению лимитов на размещение отходов утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007г №643 - это и будет лимит на хранение.

При этом:

  • В данном случае лимит на хранение имеет одну размерность - это тонны (т) ( временная размерность отсутствует).
  • Периодичность вывоза хранящихся отходов в данном случае при установлении лимита на хранение не имеет значения.
  • Периодичность вывоза с каждого места хранения декларируется юридическим лицом в ПНООЛР.
  • Суммарный лимит по всем местам хранения в любой момент времени в тоннах – это лимит на хранение на промплощадке (что соответствует графе 14 "Хранение на промплощадке" указывавшихся в таблице 1.18 приказа №115 от 11.03.2002 г.). В данном случае, периодичность вывоза отходов, которая может иметь любую временную размерность по каждому месту хранения, не имеет значения.

При этом, еще раз обращаем Ваше внимание, что лимит на хранение это "мгновенная" величина, т.е "хранение в пределах лимита" - в любой момент времени суммарная величина хранящихся отходов на промплощадке не превышает установленную величину (с учетом не превышения установленных лимитов по каждому месту хранения). Если суммарное количество хранящихся в любой момент времени в местах хранения (объектах размещения) на промплощадке (объекте негативного воздействия) выше установленной величины – это хранение сверхлимита, не важно когда данный отход был положен на хранение ("складирование" СанПиН 2.1.7.1322-03) и хранится до 3-х лет или больше 3-х лет.

При этом еще раз обращаем Ваше внимание, что при разработке ПНООЛР юридическое лицо декларирует объемы образования отходов в году - т/год, а лимит может быть выдан в любое время в году по мере сдачи ПНООЛР в УТЭН. Поэтому лимит выдаваемый должностными лицами УТЭНа в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643, должен быть выдан только на ту часть объемов образования которая соответствует пропорционально оставшейся части до конца текущего календарного года, аналогично как выдается разрешение на выбросы ЗВ в атмосферный воздух, сбросы ЗВ. При этом с момента начала действия лимита начинается действовать "отчетный" год и который заканчивается в следующем году в это же время. В соответствии с п.11 постановления Правительства №461 "Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации."

В соответствии с (ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 норматив платы установлен "за размещение отходов производства и потребления" т.е. один и тот же как за хранение, так за захоронение.

В связи с распространенной ошибкой как при разработке ПНООЛР юридическими лицами, так и УТЭНами при выдаче лимитов, при заполнении лимитов на размещение (хранение и захоронение), лимит на хранение складывают с лимитом на захоронение, имеющем совершенно другую размерность и физический смысл, в ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.16 и ПП "Русь" версия 4.2.16 введена проверка, исключающая подобные варианты, а также проведение заполнения форм, утвержденных приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 всех столбцов начиная с столбца 6 по столбец 27 как по хранению, так и захоронению отходов.

Различные варианты произвольных трактовок терминов и определений, единиц измерений юридическими и должностными лицами УТЭНов, установленных в ФЗ, постановлениях Правительства, обусловлены, во-первых, отсутствием в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" методических указаний по заполнению итогового документа - образец 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов", во-вторых, отсутствием в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов" методических указаний по заполнению приложения к документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приведенном в Приложение 3 "Образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов.

В соответствии с нормативно-правовыми документами в области обращения с опасными отходами, а также в соответствии с ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", подписанным Президентом Российской Федерации Д.Медведевым от 26 июня 2008 года введены жесткие требования по обеспечению единства измерений и ответственности как юридических, так и должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Так в ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" указано:

"Статья 6. Требования к единицам величин

1. В Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации."

"Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений
Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей"

Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ответственность должностных лиц

1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации."

При этом, несмотря на вышеизложенное, приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 по отношению к приказу Ростехнадзора от 5.04.2007 г. №204 имеет более правильную и более логичную форму представления лимитов в графе 6 и оформления результатов расчетов платы за размещение отходов, хотя если по воздуху и воде расчет упростили, то расчет платы за размещение отходов в приказе Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 по отношению к приказу Ростехнадзора от 5.04.2007 г. №204 значительно усложнен.

Для пояснения вышесказанного, еще раз приводим термины и определения из нормативно-правовых документов:

Лимит на размещение отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

лимит размещения отходов - предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.

Размещение отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.

Объект размещения отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

полигон захоронения отходов: Ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Примечание — См. также СанПиН 2.1.7.722

хранилище отходов - сооружение, предназначенное для хранения отходов.

несанкционированные свалки отходов -территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

отвал - искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов (ГОСТ 17.5.1.01).

отстойник - бассейн или резервуар, предназначенный для очистки жидкостей при постепенном отделении примесей, выпадающих в осадок.

свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

могильник отходов - сооружение для бессрочного захоронения отходов, предусматривающее систему защиты окружающей среды (на основе ГОСТ 17606).

Примечание — Как правило, захоронению подлежат опасные отходы.

Хранение отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

хранение отходов: режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанП и Н 2.1.7.1322-03"

п.2.5 Различают следующие основные способы складирования:

временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, в резервуарах и др.);

временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконниках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Захоронение опасных отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду

Обращение с отходами

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

Этапы технологического цикла отходов (объектов):

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. N 607-ст)

4.2.9 Хранение объектов и отходов (8-й этап) должно быть открытым способом, под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

4.2.10 Вторым подэтапом 9-го этапа технологического цикла ликвидации опасных и других отходов является их безопасное размещение на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов угрожает здоровью и жизни людей и окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении опасных и других отходов следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых ("вторая геология").

Использование, утилизация, обезвреживание опасных отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.
Примечания

  1. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо, — после соответствующей обработки).
  2. Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Примечание — В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.

обезвреживание отходов - обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижения ее уровня до допустимого значения.

Отходы как объект права собственности

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)
Статья 4. Отходы как объект права собственности

  1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
  2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
  3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
  4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

ФЗ от 29 декабря 2000 года № 169-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению (введена Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

  1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
  3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" изменены формы предоставления расчета платы в том числе изменена форма расчета платы Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления", а именно:

"В столбце 7 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита. ( В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 в расчете не участвует).

11. В столбце 8 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом сверх установленного лимита. (В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 в расчете не участвует)".

В связи с тем, что документ зарегистрирован в Минюсте РФ 5 мая 2008 г. N 11626, опубликован, вступил в силу и носит статус нормативно-правового документа, то любые комментарии, изменения к данному документу должны пройти через Минюст.

В связи с тем, что юридическое лицо предоставляет расчет платы 4 раза в год, подписывая ежеквартально расчет платы, и в каждом документе указывает в соответствии с вышеуказанным приказом соответствующие данные в графах 15, 16, 17, то оперировать данными с последующей суммацией для заполнения других граф можно только на основании приведенных данных указанных в графах 15,16, 17 в 4 (четырех) квартальных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые юридическое лицо подписывает и предоставляет в Ростехнадзор в календарном году.

Таким образом, если юридическое лицо провело расчет платы, например, в 1 квартале и у него на промплощадке образовалось, хранилось в объектах размещения (местах хранения) 1 т. отхода (например, лимит на хранение 5т/месяц), а в конце отчетного квартала не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на собственных объектах размещения в 1 квартале и перешли на 2 квартал, а во 2 квартале образовалось 4 тонны и снова образованные отходы в отчетном периоде не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на собственных объектах размещения, то в соответствии с формой расчета при заполнении граф 15, 16, 17 Приказа Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 "п. 17. В столбце 15 указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)" на промплощадке хранилось 1 + 4 = 5 т. отхода конкретного вида.

Данный документ расчета платы за 2 квартал юридическое лицо заполняет в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182, и заполняя графы 15, 16, где в графе 15 указывает 5 т., в графе 16 указывает 5 т. в графе 16 указывает 0 т., то в графе 7 при расчете платы за 2 квартал должно указать согласно Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 -6 т.: 1 т. + 5 т. = 6 т. (в 1 квартале в графах 15, 16 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду была указана 1т.; во 2 квартале в графе 15, 16 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду было указано 5 т.).

При этом, в соответствии с п.18. Приказа Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182: " В столбце 16 указывается фактическая масса отходов, размещенных (хранение, захоронение) в пределах установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией).

п.19. В столбце 17 указывается фактическая масса отходов, размещенных сверх установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)."

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, данные, указанные в графе 16 в 1 квартале и во 2 квартале при заполнении графы 7 складываются и получается, что собственником размещены с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита 6 т.. Аналогично, вышеизложенному заполняется графа 8 при размещении отходов сверх лимита.

Если в Приказ Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 будут внесены изменения, зарегистрированы в Минюсте при котором отходы которые хранились в 1 квартале и не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на собственных объектах размещения не учитывать во 2 квартале при заполнении граф 15, 16, 17 как во 2 квартале , так и в последующих кварталах в течение календарного года, тогда в программу будут внесены изменения.. При этом, аналогичные изменения должны быть внесены и при заполнении граф 7, 8. При этом обращаем ваше внимание на то, что графа 7, 8 в расчетах не участвует.

Также для облегчения работы юридических лиц по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду на нашем сайте www.аieco.ru будет заменена бесплатная версия программ расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, реализующая приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 и позволяющая производить выгрузку в XML формате расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденном приказом от 5 апреля 2007 г N 204 и опубликованным на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.


Дополнительно в ПП "Русь" версия 4.2.16 включена возможность расчета платы за ливневые стоки (Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, - М., 1998).

Сообщаем также, что в рамках бесплатного сопровождения ГИАС "Экобезопасность" и ПП "Русь" разработана программа по формированию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР, включая "Технический отчет о неизменности технологических процессов" в соответствии с "Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (утв. приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703).

В блоке "Отходы производства и потребления" ПП "Русь" версия 4.2.15 и версия 4.2.16 оптимизирован раздел программы "Формирование ПНООЛР": в частности, изменения произошли в п. "Характеристика мест временного хранения", "Схема операционного движения", "Предложения по лимитам размещения отходов". Помощь откорректирована в соответствии с произведенными изменениями. Внесены изменения в "Технический отчет по обращению с опасными отходами": изъята информация, которая не используется при формировании "Технического отчета"; однако методика заполнения программы осталась прежней в соответствии с логикой разработки ПНООЛР, с приказом МПР от 11.03.2002 № 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Поэтому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также проектным организациям, прежде занимавшимся разработками ПНООЛР, не составит большого труда перейти от приказа МПР №115 к выполнению приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703.

При этом, обращаем внимание на то, что данные из ПНООЛР автоматически переносятся в отчетный год ПП "Русь" версия 4.2.15, версия 4.2.16 с последующей возможностью корректировки данных в текущем режиме времени и получения из текущих данных в конце отчетного квартала автоматического расчета платы в соответствии с приказом №204 в ХМL формате для передачи-приема в Службу Ростехнадзора.

Также введено автоматическое получение из текущих данных в области обращения с опасными отходами в конце отчетного года технического отчета о неизменности технологических процессов, 2-тп (отходы), независимо от количества промплощадок и структурной вложенности юридического лица.

Аналогичная возможность автоматического формирования тома ПДВ, ПДС и переноса данных из проектов ПДВ, ПДС в блок "Атмосферный воздух" и блок "Водопотребление и водоотведение" введена в ПП "Русь" в отчетный год; автоматического формирования расчета платы за отчетный квартал, 2-тп (воздух), 2-тп (вода), переноса данных в следующий отчетный год, ведения ПОД-1,2,3,11,12,13 и других отчетных форм (более 500).

Для постановки на информационно-технологическое сопровождение программных продуктов ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов в соответствии приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, расчета платы в соответствии с приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 и других программ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут зайти на наш сайт www.аieco.ru и соответственно скачать пример формирования ПНООЛР, расчета платы в соответствии с приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 и других программ из ПП "Русь".

Обращаем также Ваше внимание на то, что в программе формирование ПНООЛР в разделе "Сервис" присутствует возможность формирования любого содержания ПНООЛР, включая упрощенную форму.

Программа "Русь" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям передается бесплатно либо через центры по ИТС по субъектам РФ, либо при прямом сопровождении. Оплата производится за годовое информационно-технологическое сопровождение (ИТС) при условии заключения договора. Ознакомиться со стоимостью услуг по ИТС можно на нашем сайте в разделе "Информационно-технологическое сопровождение". Список центров ИТС приведен на сайте www.аieco.ru.

Данный программный комплекс позволяет осуществлять формирование проекта ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов, как в печатном виде, так и осуществлять выгрузку баз данных проекта ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов и других вопросов в области экологической безопасности, формировать выгрузки информации в ХМL формате для передачи-приема в органы управления в области охраны окружающей среды (ГИАС "Экобезопасность" от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

При этом, базы данных ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов и другой информации, передаваемые в ХМL форматах в ГИАС "Экобезопасность", могут использоваться для формирования федерального кадастра отходов (ФККО, реестра объектов размещения отходов, технологий) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".

Для оптимизации процедуры обновлений "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" через Интернет активированы все ссылки на наш сайт и электронный адрес в программах "Русь" и ГИАС "Экобезопасность". Поэтому все юридические лица, имеющие доступ в Интернет, могут заходить на сайт www.аieco.ru не выходя из программы "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" и скачивать все обновления.

Скачанные обновления ложатся на имеющуюся конфигурацию.

Дополнительно на нашем сайте размещен "Центр компетенции", где находятся типовые вопросы и ответы по работе в ГИАС "Экобезопасность" и "Русь", и при необходимости можно найти типовой ответ по заданным вопросам.

В данное обновление включена возможность проводить расчет платы по отходам, размещаемым на объектах размещения отходов на разных ОКАТО. Также включена возможность учитывать льготы по каждому отходу.

Еще раз Обращаем Ваше внимание, что обновление учитывает приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Описание XML формата расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержденное приказом от 5 апреля 2007 г N 204 опубликовано на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.16, "Русь" версия 4.2.16 обеспечивают прием- передачу, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и формирование файлов в ХМL форматах как в соответствии с приказом №204, так и в соответствии с приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Программное обеспечение "Русь", передаваемое бесплатно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, позволяет формировать расчет платы, как на бумажных носителях, так и представлять расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду в электронном виде в ХМL формате в соответствии с упомянутыми выше приказами.

Сформированный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами файл по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием программного обеспечения "Русь" в формате XML загружается в программный продукт ГИАС "Экобезопасность" в блок "Администрирование платежей".

Стоимость информационно-технологического сопровождения программных продуктов (ИТС), позволяющих индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам производить расчет платы и формировать файл выгрузки в ХМL формате расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с приказом от 5 апреля 2007 г N 204, опубликованном на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/ по средам (воздух, вода, отходы) приведена на сайте www.аieco.ru.

Программы передаются без ограничения рабочих мест, без ключей физической защиты. Программы передаются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через центры по информационно-технологическому сопровождению бесплатно. Список центров по ИТС приведен на нашем сайте www.аieco.ru.


В версии 4.2.15, 4.2.16 программы "Русь" также внесены следующие изменения:

В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду стационарными объектами изменен интерфейс программы. Для удобства просмотра разрешений, действующих за отчетный период, они вынесены на экране на отдельное окно. Введена выгрузка данных по расчету выбросов за стационарные источники по кварталам и за год. При выгрузке данных выгружаются также и разрешения, действующие в данный период. Введена отдельная выгрузка данных передвижными источниками.

В расчет платы за водопользование ввод данных и расчет платы может выполняться двумя путями: заполнением данных на окне расчета платы и вызовом функции "Мастер", позволяющей последовательно занести все необходимые данные для расчета платы.

Первый способ предназначен для опытных пользователей и предоставляет широкий диапазон инструментов для занесения и расчета данных. Окна, используемые в первом варианте, расписаны далее в помощи.

Второй вариант позволяет занести данные и рассчитать плату неподготовленному в экологическом плане пользователю. Переход к нему вызывается по нажатию кнопки "Мастер". Помощь описана в пункте меню "Мастер ввода данных и расчета платы".

Введена возможность автоматического "равномерного" распределения по кварталам (при необходимости для корректировки полученных значений можно воспользоваться режимом "округление") расчетной массы сброса (ПДС, ВСС) загрязняющих веществ на период действия разрешения с возможностью корректировки полученных масс (ПДС, ВСС) по кварталам. Кроме того, введена возможность расчета средней концентрации, исходя из массы сброса и расхода сточных вод при помощи соответствующего режима.

В случае расчета платы для "неорганизованного ливневого сброса" "Расчет по выпуску" в поле "Режим расчета" введена возможность выбора двух видов расчета: "По расчетным массам" и "По фактическим концентрациям".

Введена возможность проведения расчета отчислений по видам бюджетов с учетом ограничения платы от величины прибыли. При этом можно указать те выпуски, на платежи по которым накладывается данное ограничение. Для этого в разделе "Плата за расчетный период по предприятию" введена возможность активации режима "Включить учет ограничения от прибыли" и, заполнив соответствующие поля в данном режиме, произвести расчет автоматически "Плата за выпуск ограничивается процентом от прибыли". Суммы, на которые уменьшается плата за сброс загрязняющих веществ от выпусков с категорией качества воды СК – "Вода сточная, полученная из системы (переданная в систему) коммунального хозяйства", отражаются в строке 060 формы "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет". Суммы, на которые уменьшается плата за сброс загрязняющих веществ от выпусков с прочими категориями качества воды, отражаются в строке 050 формы "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

НОВОСТИ