ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ

Вступил в силу "Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроектом устанавливается классификация предприятий по значимости воздействия на окружающую среду. Предлагается разделить их на:

  • экологически опасные объекты;
  • объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду;
  • объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду.

Для каждой категории будут установлены пропорциональные меры госрегулирования.

Также предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. В частности, повышающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие будут увеличены до 25 и 100 (сейчас 5 и 25 соответственно).

Кроме того, устанавливаются и новые основы нормирования в зависимости от внедрения и использования в производстве наилучших доступных технологий. При этом Правительство РФ будет определять области применения наилучших доступных технологий и необходимых технологических критериев, а также разрабатывать соответствующие информационно-технические справочники.

Для предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии с высокой степенью обеспечения экологической безопасности, планируется предусмотреть широкий спектр мер экономического стимулирования. Это, например, предоставление льгот по плате за негативное воздействие, предоставление инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов, уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам, которые не облагаются налогом на прибыль.

Планируется, что переход к новой системе будет поэтапным и растянется на 14 лет.


Изменения, вносимые ФЗ, учтены в ПК "Русь", ГИАС "Экобезопасность".

Назначение программных продуктов ПК "Русь", ГИАС "Экобезопасность" – обеспечение единой информационно-технологической цепочки сбора, хранения, обработки информации в области охраны окружающей среды, экологической, промышленной, пожарной, энергетической безопасности, проверка достоверности представления и обработки информации по всей информационной вертикали юридическое лицо – компания – территориальные органы управления (Субъект РФ, Ростехнадзор, МЧС, Росприроднадзор) - федеральные органы управления (Субъект РФ, Ростехнадзор, МЧС, Росприроднадзор).

Программное обеспечение предназначено для ведения баз данных в области экологической, промышленной, пожарной, энергетической безопасности, недропользования, водопользования, землепользования, расчета ущерба, риска, аварий, рекультивации, контроля за восстановлением нарушенных земель, энергопотребления, энергоэффективности, проведения энергоаудита, составления блок-схем материально-сырьевого баланса, ведения объектно-ориентированного территориального мониторинга, ведения кадастра отходов (регионального и федерального каталога отходов (ФККО), постановки на учет и ведения реестра объектов размещения отходов, наилучших технологий, ведения производственного контроля, контроля за выполнением производственного контроля, инвентаризации источников выбросов, динамического нормирования выбросов в атмосферный воздух от сводных томов ПДВ, ведения динамического нормирования при установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления с учетом возможности принятия полигонами отходов, как для федеральных объектов контроля (Росприроднадзор), так и для объектов не подлежащих федеральному государственному контролю (Субъект РФ), ведения администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием телекоммуникационных систем связи, использования атрибутивных баз данных и цифровых карт вне зависимости от их форматов, обеспечение деятельности как малого и среднего предпринимательства, вертикально-интегрированных компаний, территориальных и федеральных органов управления (Субъект РФ, Ростехнадзор, МЧС, Росприроднадзор).

Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, вертикально-интегрированная компания один раз, с момента своего образования, размещения зданий, сооружений, производств, трубопроводов, продуктопроводов на земельном участке с кадастровым номером (промплощадке), размещения оборудования занесло их в базу данных, подчеркиваем – в базу данных, а не в бумагу, то у него до реконструкции, изменения специфики производства, меняется только материальный баланс в зависимости от объемов производства.

ПК "Русь" ориентирована на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, чтобы оно без привлечения сторонних организаций, самостоятельно, могло обеспечить выдачу любой информации органам управления в любой момент времени при изменении нормативно-правовых документов, обеспечении ведения производственного контроля, экологической, промышленной, пожарной, энергетической безопасности, произвести расчет потенциального, индивидуального, социального риска, построить F/N, F/G диаграммы, занести любую картографическую информацию и произвести отображение информации на данной подложке, вести производственный, экологический мониторинг как на производственной территории, так и в зоне влияния опасного производственного объекта с визуализацией текущей информации.

ПК "Русь" разработана для юридического лица, вне политики изменения нормативно-правовых документов, ФЗ, чтобы оно самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, выдало информацию в любой момент времени, как рамах требований действующей НПД, так и в случае смены НПД, с возможностью быстрой перекодировкой информационных показателей, в любом виде: столбиком, в клеточку, да в чем угодно, а что будет делать с ней орган управления, если он не работает в ПК ГИАС "Экобезопасность" - это проблема органа управления, забивать вручную (как это делают с 2-ТП (водхоз), 5-ГР, 6-ГР, 70-ТП, 71-ТП, 2 ТП (воздух), 1-ЛС, 2-ЛС, заполнять информацию по выбросам вручную для выдачи разрешения на выброс ЗВ по каждому источнику выброса и каждому ЗВ с поквартальным или годовым нормированием в соответствии с приказом МПР от 20 мая 2010 года №173 и др., складывать в стопочку, да что угодно – это проблема не юридического лица.

ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность" это вертикально-интегрированная многоуровневая информационная система, содержащая единую базу данных, построенная по блочному признаку, каждый блок может функионировать как отдельно, так и совместно с другими блоками, независимо от времени сборки – базы данных заносятся один раз.

Обращаем внимание на то, что в настоящее время мы не проводим семинаров по работе в программах.

Опыт работы в течение десятилетий показал, что пока юридическое лицо не начнет работать в программе и не поймет, что ему это надо, агитировать бесполезно, а тем более применять какие либо административные меры – юридическому лицу, органу управления должно быть выгодно, удобно вести ОДНУ БАЗУ ДАННЫХ, подчеркиваем – базу данных , а не бумагу.

Еще раз подчеркиваем, что ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность" - это вертикально-интегрированные программные комплексы, построенные по блочному принципу. При этом из блоков можно провести сборку как

  • для малого и среднего предпринимательства,
  • для юридического лица,
  • вертикально интегрированной компании.

Обращаем внимание, что мы не продаем программы, мы их передаем бесплатно.


Переход на такую систему работы с юридическими лицами показало время. Раньше мы, как и многие другие пытались продавать, защищать программы ключами физической защиты и т.д., жалко все-таки было отдавать программные комплексы, содержащие сотни программных модулей, без ограничения рабочих мест, без ключей физической защиты. Мы думаем, что объяснять не надо, что ключи взламываются, конфликтуют с серверами, ну а про "удобство" мы и не говорим. При этом, после продажи программы, как только юридическое лицо подписало акт приемки-сдачи, риск работы в программе юридическое лицо берет на себя, хороша программа или нет.

При этом, когда каждый новый Федеральный орган в области охраны окружающей среды подвергает ревизии нормативно-правовые документы и росчерком пера их изменяет, то "купленная" программа становится никому не нужна и необходимо покупать новую программу или по новой заносить данные. Поэтому в настоящее время большинство предприятий и создают бумагу, которую передавали в Ростехнадзор, а сейчас передают в Росприроднадзор, который с нее пытается что-то занести в свои "информационные системы", естественно, у предприятий, вертикально-интегрированных компаний возрастают риски.

Мы не продаем программы, мы их передаем бесплатно в рамках годового информационно-технологического сопровождения – риск работе в программе мы берем на себя.

В настоящее время мы никого не агитируем, мы просто показываем, что юридическое лицо один раз, с момента образования, реконструкции, занеся базу данных в ПК "Русь", корректируя ее в последующем, может проводить реорганизацию, выдать любую информацию органам управления в любой момент времени независимо от изменения НПД.

В рамках информационно-технологического сопровождения (ИТС) риск работы в программе мы берем на себя, мы сопровождаем юридических лиц, органы управления, помогаем, консультируем, работает горячая линия профессиональных технологов, которые отвечают на вопросы, при необходимости, если что-то не получается, производится выгрузка баз данных, производится проверка правильности расчетов, занесения данных, вне зависимости от места нахождения пользователя на территории РФ. Мы прекратили практику проведения семинаров, в последние годы к нам не ездят обучаться в программе, в каждом блоке содержится необходимая документация, подробная помощь, на нашем сайте размещены типовые "часто задаваемые вопросы", в рамках годового информационно-технологического сопровождения производятся обновления, добавления новых методик, расчетов. Программы, обновления выкладываются на FTP, с возможностью скачивания с любой точки территории РФ. ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность" предоставляются без ключей физической защиты, без ограничения рабочих мест. Мы не боимся в настоящее время того, что предприятие, орган управления, получив программу передаст ее другому, так как мы сопровождаем конкретное юридическое лицо, конкретный орган управления и опыт работы показал, что доже если кто-то пытается разработать свою "информационную" систему, то мы за это время уже уходим далеко вперед, пробуйте, программы ПК "Русь" используются в настоящее время тысячами предприятий, в ПК ГИАС "Экобезопаность" в настоящее время используется как в территориальных органах Росприроднадзора, так и Ростехнадзора.

Мы постоянно объясняем, что сама система охраны окружающей среды в случае ведения одной базы данных элементарно проста.


П Е Р Е Ч Е Н Ь
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий":

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников".

    Срок подготовки: в течение 12 месяцев после принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяется нормирование в области охраны окружающей среды, взимание платы за загрязнение окружающей среды, экологический контроль, мониторинг окружающей среды".

    Срок подготовки: в течение 6 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициенты, учитывающие экологические природные и социально-экономические особенности территорий и акваторий".

    Срок подготовки: в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка разработки, пересмотра и установления нормативов качества окружающей среды".

    Срок подготовки: в течение 12 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке утверждении федеральных государственных норм и правил в области охраны окружающей среды".

    Срок подготовки: в течение 12 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка выдачи комплексных разрешений на воздействие на окружающую среду".

    Срок подготовки: в течение 18 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении перечня областей применения наилучших доступных технологий".

    Срок подготовки: в течение 3 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка разработки информационно-технических справочников наилучших доступных технологий".

    Срок подготовки: в течение 6 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении перечень стационарных источников выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и перечень контролируемых автоматическими средствами измерения и учета загрязняющих веществ".

    Срок подготовки: в течении 3-х месяцев после принятия законопроекта в первом чтении.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка создания и ведения реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также правил пользования данным реестром".

    Срок подготовки: в течение 3 месяцев с момента принятия законопроекта.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

    Срок подготовки: в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду".

    Срок подготовки: в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О критериях экологически опасных объектов, объектов с умеренным уровнем воздействия на окружающую среду и объектов с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду".

    Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после принятия законопроекта в первом чтении.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка и методов расчета нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ".

    Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после принятия законопроекта в первом чтении.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".

    Срок подготовки: в течение 6-ти месяцев после принятия законопроекта в первом чтении.

  • Приказ Минприроды России "Об установлении порядка декларирования и формы декларации об исчисленной плате за негативное воздействие на окружающую среду".

    Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после принятия законопроекта.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении правил расчета технологических нормативов".

    Срок подготовки: в течение 18 месяцев после принятия законопроекта в первом чтении.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении формы декларации об объемах воздействия на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа с электронной цифровой подписью".

    Срок подготовки: в течение 21 месяца после принятия законопроекта.

  • Приказ Минприроды России "Об установлении формы комплексного разрешения на воздействие на окружающую среду".

    Срок подготовки: в течение 21 месяца после принятия законопроекта.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении методических рекомендаций по определению наилучших доступных технологий".

    Срок подготовки: в течение 6 месяцев после принятия законопроекта.

  • Приказ Минприроды России "Методические рекомендации по разработке плана мероприятий по охране окружающей среды".

    Срок подготовки: в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ внедрения наилучших доступных технологий".

    Срок подготовки: в течение 21 месяца после принятия законопроекта.

  • Приказ Минприроды России "Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методические рекомендации по ее заполнению".

    Срок подготовки: в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

  • Приказ Минприроды России "О требованиях к содержанию программ первичного учета и производственного экологического контроля".

    Срок подготовки: в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

  • Приказ Минприроды России "Об определении порядка формирования и присвоения кодов объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду".

    Срок подготовки: в течение 3 месяцев с момента принятия законопроекта.